Когда кажется, что на поиски своего человека ушла целая вечность, то в моменты душевной близости особенно остро ощущаешь его неповторимую ценность. С одной стороны, люди, проживающие в Москве, должны радоваться обилию открывающихся возможностей. В мегаполисе огромное количество одиноких мужчин и женщин, но, с другой стороны, проблема одиночества в больших городах всё больше усугубляется. Почему так происходит?
Одна из причин – гонка за ложными ценностями. Поддавшись различным искушениям мегаполиса в виде карьеры, развлечений, быстрых денег, люди зачастую «отодвигают» семью на задний план. Им кажется, будто всё это когда-нибудь придёт само, хотя время неумолимо бежит вперёд. Второе – это неумение знакомиться и инертность, которой страдает почти треть населения. Каждый человек боится быть отвергнутым и надеется, что первый шаг за него сделает кто-то другой. Привыкая к такой позиции, он постепенно теряет естественные навыки установления отношений, погружаясь в пространство соцсетей и сайтов знакомств.
Ещё сложнее приходится человеку религиозному, строго соблюдающему все каноны, предписанные его верой. Ведь мало найти партнёра, подходящего по разным социальным характеристикам. Важно, чтобы он разделял твои духовные ценности и придерживался похожего образа жизни.
О способах решения проблемы одиночества и о ценностях семьи, а также о помощи своим прихожанам в этом важном и деликатном жизненном вопросе мы поговорили с имамом Исторической мечети г. Москвы, выпускником Исламского университета Аль-Карауин (г. Фес, Марокко) Р. С. Ахметжановым.
— Руфат Сафаевич, расскажите, что говорится о создании брака в исламе?
— Этот вопрос раскрывает 3 аят 4 суры Священного Корана, то же самое повеление содержится в священной сунне пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха). Он обращался к молодежи и говорил, что, если у них есть возможность заключить брак, пусть они делают это, поскольку брак ограждает человека от блуда. В этом случае глаза человека будут в стороне от всего недостойного его взора. Есть и продолжение: те, у кого нет возможности вступить в брак, во избежание недозволенного должны поститься «. Пост преуменьшает греховные мысли и отдаляет от нечестивых вещей.
— А если брак рассматривать как социальную составляющую, через призму ответственности?
— Конечно, у человека должны быть возможности для заключения брака, прежде всего материальные и физические. Если говорить о социальной составляющей, то это жилье, одежда, пропитание, внимание. Мужчина должен обеспечивать женщину согласно ее раннему статусу. Если это дочь короля, ей положена служанка и т.д.
Женщина, в принципе, может не работать в исламской семье. В чисто классических арабских странах жены занимаются хозяйством, учебой и воспитанием детей.
— Насколько остра сейчас проблема поиска второй половинки у мусульман в больших городах?
— Люди к нам часто обращаются. Даже если не брать приезжих, а коренных жителей Москвы, одиноких очень много. Хотя, казалось бы, немало людей, большое пространство. Люди могут общаться на работе, на улице, на различных мероприятиях. Достаточно много зрелых людей 40 -50 лет, которые никогда не были в браке. Они тоже обращаются к нам с просьбой помочь.
Сейчас мы запустили проект «takbir.ru» — сайт мусульманских женихов. Также к нам обращается и молодежь, которая не хочет ждать до 40 — 50 лет. Они приходят к нам в дни приема или подходят после молитвы. У нас есть медресе, где, в том числе, есть женские курсы. Таким образом создается социум для общения. Мы предлагаем мужчинам обратить внимание на тех девушек, которые ходят на эти курсы, узнать, кто ее встречает и провожает, и попытаться завести знакомство через 3-х лиц.
— Как происходит встреча таких молодых людей?
— Нужно понимать, что есть кавказские традиции, а есть азиатские. Просто взять и заговорить считается неприличным. Поэтому стараются на них выйти через друзей, родных. Не напрямую, а обязательно через кого-то.
Звучит азан, призыв к очередной молитве, и собеседник быстро собирается, сказав, что минут на 20 — 25 должен меня оставить.
Коротая минуты ожидания, спускаюсь к ресепшену, чтобы узнать о том самом сайте знакомств, о котором упомянул Руфат Сафаевич.
Алсу и Альфия, девушки, работающие в администрации мечети, после небольшого экскурса по сайту дают мне небольшую папку с анкетами. Женщин значительно меньше, чем мужчин. Вот женщина 83 года рождения, разведена, имеет дочь. Еще женщина 62-го года, имеет 2 взрослых сыновей. А вот 2 девушки 86-го и 93-го ищут мужей, пишут, что строго соблюдающие. Мужчин будет раза в 3 больше. Основной контингент — мужчины 1989 — 90 годов рождения, находящиеся в поисках жены, есть мужчины 1967 -77 гг., разведенные или неженатые. Здесь и татары, и дагестанцы, и арабы, и таджики. Всех их объединяет надежда на создание праведной семьи.
— Вы упомянули про сайт знакомств. Насколько много обращений у татар, кавказцев и азиатов? — ознакомившись с сайтом, продолжила разговор я.
— Татарам проще, они здесь коренное население. Но если брать татар, выходцев с Кавказа и азиатов, то количество обращений одинаково. Это не только прихожане, но и их друзья и знакомые. Порой приходят родители, советуются по поводу выдачи дочерей замуж.
— Когда пришла идея создания сайта?
— Довольно давно, но реализовывалась очень долго. Раньше мы просто старались знакомить людей, но не у всех мужчин были благие намерения. Поэтому сейчас идет жесткий отбор, и на сайт попадают те, кто действительно хочет создать семью. Мы принимаем заполненную анкету и проводим небольшую беседу для знакомства с человеком. Только после этого он попадает в нашу базу.
— Что в разговоре позволяет понять искренность намерения?
— С нами советуются родители молодых людей, это искренний порыв. Бывает, молодежь по собственной инициативе приходит советоваться, потому что сами реально не могут найти вторую половинку. Или человеку 40 лет, и ты по общению видишь, что он нормальный, всю жизнь работает, не производит впечатление афериста. Почему бы ему не поверить?
— Какое у вас отношение к свахам?
— Я думаю, вы уже в рамках этой темы общались с ними. Есть куча визиток, телефонов. Там нет жесткой религиозной составляющей, они женят кого угодно на ком угодно. Это вопрос денег. А у нас все же проект некоммерческий и цель искренняя — чтобы семьи создавались.
Феномена сватовства в исламе нет, это феномен больших городов. Спрос рождает предложение. Я думаю, что есть реально хорошие свахи, которые помогают создать семьи, но сейчас все настолько коммерциализировано, что это не лучший выход из сложившейся в обществе ситуации.
— Как же лучше завести знакомство верующим молодым людям?
— Здесь фактически тупиковая ситуация. Мы приходим к такому выводу, что девушки сейчас сильнее хотят создать семью, чем мужчины. Есть некая инертность мужской составляющей при знакомствах.
— Инертность — это препон современной молодежи?
— Я думаю, да, и застенчивость в какой-то степени. Не знаю, с чем это связано, но девушки смелее и настойчивее. Человеку в 40 лет тоже надо быть посмелее или пересмотреть свои взгляды на отношения с женщинами. А то, что некоторые пытаются копаться чуть ли не до гороскопа, считаю глупостью.
— Как вы сами относитесь к многоженству в обществе?
— У нас оно разрешено текстом Священного Корана. С одной стороны, можно понять молодого мужчину, которому не хватает одной жены, но, с другой стороны, есть большое количество вдов, оставшихся без кормильца и содержания. Так что иногда многоженство — это выход как для мужчин, так и для женщин.
Я сам отношусь положительно, если у мужчины есть финансовые возможности обеспечивать 2 семьи, а также проявлять достаточное внимание. В условиях мегаполиса это сложный вопрос — каждой семье отдельное жилье, достаточное пропитание. Мужчина как минимум должен хорошо зарабатывать.
— Поговорим о наболевшей теме — «временные браки». Насколько они одобряются религией?
— Официально временные браки были разрешены на заре ислама, когда мусульмане большую часть жизни проводили в походах. Это было тяжелое время войны. Были разрешены браки с какими-то временными обязательствами, но мужчина был обязан содержать своих детей.
Сейчас временные браки разрешены у шиитов, это одно из течений ислама. С точки зрения суннитов (этого направления придерживается большинство) — это прелюбодеяние. Официально такие браки у нас не заключаются и всячески порицаются.
— Как вы считаете, что в современном обществе толкает людей к созданию «временного брака»?
— «Временные браки» — лазейка. Человек говорит, что они были разрешены: «Я хочу утех, и пусть так и будет». Он в таком случае ищет послабления для себя, а не выхода, который ему предоставлен в Священном Коране и сунне пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха). Это греховный путь.
Мария Малова,
г. Москва
В номере содержатся упоминание Имени Всевышнего Аллаха, имени Пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха), а также священные тексты, попадание которых в нечистое место по нормам ислама не допускается.