Вышедшая недавно в свет книга Мусы Самедова «Генеалогическое древо» (родословная семьи Абдусамедовых (Хатуниловых) содержит много документов и фотографий из домашнего архива (1750 — 2015). Она поразила меня своей наполненностью и обрадовала возможностью узнать еще больше о тухуме моих друзей.
Я знала, что в этой родословной огромное количество интеллектуалов, но просмотрев книгу, поняла, что все же мало знала о них.
Получив книгу в подарок, жадно листала ее, все глубже вникая в содержание. На душе становилось теплее и легче от того, что сын дагестанец сумел открыть душу и передать свои чувства маме и всей родне. Хочу отметить только этот аспект, анализировать все другое, чем богата эта книга, предлагаю тому, кого она затронет, как меня.
На первой ее странице фотография княжны. Это благородная женщина, степенная, уверенная, сильная, сумевшая одна воспитать девятерых детей. И как же приятно прочитать на первой же странице посвящение «Светлой памяти моей матери Махатиловой (Хатуниловой) Хадижат посвящаю».
Мусу и Патимат Самедовых знаю с 1962 года, они учились в сельскохозяйственном институте. Впоследствии, уже будучи семейными, встречались не раз на гунибской земле. Дружба длиною в 46 лет продолжает жить и сегодня. Удивительное качество у этой семьи: они дружны, они состоялись, они помнят добро и доброе слово. Многих из этого тухума я лично знала, восхищалась, как они достойно живут, не надеясь ни на кого.
Самыми близкими, с кем я непосредственно дружила, были незабвенная Раисат Захраловна и никем не заменимый не только для меня, но и для всего дагестанского народа Гаджи Абашилов. Они умели появиться неожиданно, когда тебе плохо, они умели дружить и никогда не предавали.
С первых же страниц книги я почувствовала уважение и любовь к матери, благодарность за все, что она дала своим родным.
Муса Магомедович сдержанный человек, немногословный, но когда вспоминает свою маму, слова не подвластны ему. Мама воспитала всех и привила им семейные и общедагестанские традиции, воспитала патриотами страны. Ей пришлось в этой большой семье быть и мамой, и папой. Мусе было всего три года, когда не стало отца.
Образ матери является как бы центральным. Она для Мусы — путеводная звезда, его совесть.
Материнская любовь остается на всю жизнь. Мама объединяла в себе и отцовскую, и материнскую любовь к своим девятерым детям. Она забывала себя ради дорогих ей детей, и это было главным признаком материнской любви. Здесь уместно вспомнить слова Н. Некрасова: «Мы любим сестру и жену, и отца, Но в муках мы мать вспоминаем».
Мама Мусы Хадижат воспитала детей в строгости, ей пришлось не только заниматься воспитанием, но и быть добытчиком вместо ушедшего рано мужа. Ни один из 9 детей Хадижат не почувствовал жизненную слабость, не сломался, они умели сопротивляться трудностям и становились еще сильнее.
Хадижат сама была ответственным и трудолюбивым человеком и того же ждала от близких ей людей. Она не уставала повторять: «Детей с малых лет надо учить ответственности».
Свое признание в любви выражать никогда не поздно, а к матери — тем более. «При всем этом мы чувствовали, сколько в ней отеческой заботы, ласки и любви к нам», — вспоминает Муса Магомедович.
Влияние мамы Хадижат распространялось не только на собственных детей, но и на внуков. Здесь они получали первые жизненные уроки. Хадижат заботилась о внуках, их здоровье. Она незаметно готовила их ко взрослой жизни. Например, подсказывала им, с каким кувшином надо идти за водой, чтобы не подорвать свое здоровье с детства. Уроки мамы и бабушки Хадижат воспринимались с пониманием. И какой же должен быть внутренний мир мамы Хадижат, если за проступки детей она не позволяла рукоприкладство? Она уверяла, что бить можно только скот и то чуть-чуть, когда в этом есть необходимость.
В памяти сына мама осталась самой мудрейшей, ей не свойственно было унижаться и унижать. Она жизнь свою прожила достойно.
Читая текст на странице 51, где речь идет о количестве специалистов из тухума Абдусамедовых по данным на 10.05.2014 года, не скрою, у меня голова пошла кругом в хорошем смысле слова. Я подумала, что в этом перечислении целый микромир людей редких специальностей, из которых можно создать государство в государстве.
Автору книги, Мусе, не стоит сетовать на жизнь, его родословная оставила заметный след в республике и продолжает жить. Суета сует затягивает людей, но этот тухум трудно не заметить, они достойно ведут себя и не идут на сделку с совестью, а это самое главное в жизни. И от того, что Муса в настоящее время представляется в качестве пенсионера, он не потерял для нас значимости. Мы не меняем коней на переправе, и то, что он написал о своей родословной, говорит о его интеллекте. Его призыв распространяется не только на родню и близких ему людей, а на всех. Его призыв к сближению найдет свое продолжение. И как правдивы слова Мусы о том, что порядочного и честного человека никогда под вооруженной охраной возить не будут. Они мне по душе и по моим твердым убеждениям. И как прав Муса Магомедович, говоря, что если чиновники хотят узнать отношение к себе, пусть пройдут по городу, как ходит Алибек Алиев.
Единственное пожелание автору такого серьезного труда: пожалуйста, чувства нежные к своим близким проявляйте хотя бы раз в году, не надо их прятать, будущему поколению тоже захочется вспомнить, какими были их предки, какой пример оставили.
Было бы хорошо в начале книги дать родословную в виде древа, состоящего из множества веток и веточек.
По документам, опубликованным в книге, напрашивается очерк «Редкие люди на земле Дагестана». Я думаю, это был бы очерк большого духовно-нравственного начала, чего нам так не хватает. Ведь на примере таких людей мы можем построить нравственное общество. Подобный очерк был бы добрым начинанием для нашей прессы.
Разия Джамбулатова,
заслуженный работник Госслужбы РД