15 марта в Махачкале состоялась конференция «Ислам и просвещение». Организатором выступил Дагестанский гуманитарный институт. Открыл и вел мероприятие руководитель пресс-службы ДГИ Сайпула Исаев.
Конференц-зал был переполнен. В мероприятии приняли участие представители Муфтията, различных вузов, СМИ. С приветственным словом к участникам обратился ректор института Магомед Магомедов. Он отметил, как много молодых людей участвует в работе конференции и собирается выступить с докладами.
(Кстати, отходя от традиций жанра, отмечу, что было очень приятно находиться среди этих студентов. Там не было… Ну, наверное, вам попадались ситуации, когда собирается вперемешку молодежь — и «начинается». Юноши, «рисуясь» перед девушками и друг перед другом (а может, самоутверждаясь в собственных глазах), обильно угощают окружающих эпатажными репликами с претензиями на якобы-остроумие. Девушки, «распустив хвост», своей реакцией словно поощряют (подзадоривают) юношей продолжать в том же направлении. И без того плоский юмор сбивается на откровенно глупые пошлости…
Нет, во вторник на конференции молодые люди вели себя совсем иначе. Спокойные. Вежливые. Выдержанные. На конференции, которая продолжалась не пять и не десять минут, они не заполнили зал шушуканьем, бубнивым галдежом, зевотой и прочими признаками скуки. Слушали и слышали выступавших – это чувствовалось по реакции.
Кто они? Студенты и студентки Дагестанского гуманитарного института. Аккуратно, как предписывает наша мудрая Исламская религия, расположившиеся в разных частях зала – и естественный в этом возрасте взаимный интерес полов не отвлекал молодых от тематики конференции.
Я уже как-то писал об этой мечте. Мечте об учебных заведениях, где поддерживается исламская атмосфера, исламская этика взаимоотношений, где изучают науки о религии. Но не только. Где также изучают другие науки и готовят специалистов по разным направлениям.
Верующий (знающий и следующий своей религии!) инженер-строитель. Богобоязненный менеджер. Религиозный лауреат Нобелевской премии по химии, уже четырежды совершивший хадж. Очень бы хотелось встречать эти сочетания как обычные, как широко распространенные в обществе.
И вот Дагестанский гуманитарный институт – это некоторый шаг на этом пути. Здесь изучают ислам, а также экономику, журналистику, педагогику, языки. И воспитывают вот таких молодых людей, о которых я упомянул выше).
В ходе конференции выступил доцент кафедры романо-германских и восточных языков ДГПУ Инквач Абдулжалилов. Он рассказал о практике преподавания арабского языка в общеобразовательных школах. Это практикуется в связи с курсом в сфере образования на билингвизм – изучением в школах не одного, а двух иностранных языков.
К сожалению, в некоторых случаях попытки обогатить школьную жизнь изучением именно арабского наталкиваются на сопротивление. У кого-то этот язык вызывает неприязнь. Эти люди, возможно, не задумываются, что сами произносят множество слов арабского происхождения, в том числе и научные термины – ал-гебра, ал-горитм, аль-манах, азимут, адмирал и другие.
Арабский язык – один из шести официальных языков ООН. На нем говорят сотни миллионов людей. И, конечно, это язык Священного Корана и Исламской религии. Не только арабы, но и немало мусульман-неарабов в той или иной степени владеет арабским. Так могут пообщаться получившие религиозное образование (а значит, изучавшие и арабский язык) чеченец и пакистанец, турок и босниец, татарин и индонезиец. Очень жаль, что…
Докладчик также напомнил: известные исследователи истории просвещения Дагестана Покровский и Услар отмечали: «Эта груда скал была одним из наиболее просвещенных уголков России, снабжавших Кавказ знатоками арабского языка, мударрисами и кадиями» (Услар, 1889:46).
На конференции также выступил советник муфтия Дагестана и генеральный директор телеканала ННТ Мухаммад-хаджи Магомедов. Он затронул другую интересную тему. Исламский призыв – это не только проповеди и продукция СМИ. В конце концов, есть дагестанцы, которые не ходят в мечети (и, соответственно, не слышат проповедей имамов), они также не выписывают газету «Ас-салам» и не смотрят исламских телепередач. Как охватить их?
Но ведь и рядом с ними живут религиозные мусульмане – родственники, земляки, соседи, коллеги, знакомые. Такие, которые ассоциируются с образом религиозного человека – совершающие намаз, посещающие мечеть, постящиеся, совершающие хадж. А их поведение, образ жизни, поступки в житейской повседневности – насколько они зовут к Исламу?
И если человек ведет себя достойно, поступает нравственно и справедливо, помогает соседям, не обвешивает покупателей, соблюдает договоренности, выполняет обещания, следит за своей речью, ведет здоровый (духовно и физически) образ жизни, умеет сочувствовать и отзываться, не совершает подлостей, борется с пороками в самом себе и в целом старается соблюдать нормы ислама – такой человек и может оказаться для нерелигиозного наблюдателя той самой «визитной карточкой» религии.
Но таковы ли мы, мусульмане?
Альберт МЕХТИХАНОВ