Возможно, в силу ментальных особенностей дагестанцы, узнав, что у них родился больной ребенок, или в последующем заметив отклонения в его развитии, зачастую боятся огласки и стараются не афишировать недуг. Так уж принято – в первую очередь думать: а что будут говорить люди?
Большинство дагестанцев стесняется признать, что у их ребенка ограниченные возможности, при этом, если и решают обращаться к специалистам, то за пределами республики. К счастью, ситуация может в скором времени измениться. На базе Дагестанского государственного педагогического университета функционирует единственный в республике специализированный факультет, готовящий кадры для специального и инклюзивного образования на Северном Кавказе (учителей-логопедов, дефектологов и специальных психологов), а также клинических психологов для систем образования, социальной защиты населения и здравоохранения.
К тому же, при вузе функционирует НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, который занимается подготовкой и переподготовкой специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями: нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, а также ведет консультативный прием детей с нарушениями развития.
Мы побеседовали с научным сотрудником НИИ дефектологии Дианой Бахмудкадиевой, которая рассказала нам о своей довольно плодотворной работе с «особыми» детьми.
– Диана, расскажи, пожалуйста, как вообще решила посвятить себя именно этой благородной профессии?
– По окончании в 2007 году Дагестанского базового медицинского колледжа у меня появилось огромное желание поступить учиться на психолога. Узнав, что на факультете педагогики и психологии ДГПУ есть дефектологическое отделение, решила пойти именно туда, тем более что там требовалось наличие медицинского образования. Проучившись 5,5 лет и получив высшее специальное (дефектологическое) образование, я приступила к работе с детьми, имеющими нарушения в речи и развитии. В настоящее время работаю со слепыми и слабовидящими. Хочу отметить, что дети со сложными дефектами зрения необыкновенные, у каждого из них свой особый, богатый внутренний мир. Они не могут видеть, зато прекрасно чувствуют, как никто другой.
– Насколько мне известно, ты занимаешься и с детьми, имеющими другие отклонения.
– Да, я беру на прием детей с нарушением слуха и зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, а также с олигофренией. (Олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, который выражается в умственной отсталости по причине патологии головного мозга. – Р. Б.). Ко мне приводят детей с заиканием, с отсутствием речи (алалия) после перенесенных различных травм и заболеваний.
До этого полтора года я проработала в школе-интернате IV вида для слабовидящих детей, где занималась обучением письму и чтению по методу Луи Брайля, пространственной ориентировке с помощью трости, развитием мелкой моторики, социально-бытовой ориентировки детей младшего и старшего школьного возраста. Также проводила множество развивающих игр по книге моего научного руководителя Джафара Михайловича Маллаева, поскольку именно игра помогает слепому и слабовидящему ребенку лучше ориентироваться в пространстве, развивает его не только физически и психически, но и как личность, приспосабливая к коллективной работе.
Сейчас, являясь научным сотрудником НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования при ДГПУ, я веду прием детей и подростков с особенностями в развитии от двух лет.
– А в чем особенность работы психолога-дефектолога?
– Психолог-дефектолог – это и психолог, и преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии. Такой специалист должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Чем раньше начать работу, тем быстрее и эффективнее будет результат.
– Наверняка твоя профессия требует немалых сил и моральных затрат?
– Не скажу, что мне сложно, скорее, я больше переживаю за результат, поскольку работаю именно на него. Мне важно вывести ребенка из сложного состояния в кратчайшие сроки. До работы дефектологом я была медицинской сестрой в отделении детской анестезиологии и реанимации. И по сравнению с тем, что я видела там, – смерть детей, их критическое и терминальное состояние (между жизнью и смертью. – Р. Б.) — нынешняя профессия не кажется мне тяжелой.
– Возможно, немного отойдем от темы. Как мне известно, у тебя есть и музыкальное образование…
– Хочу сказать, что все у меня взаимосвязано. Музыкальное образование тоже помогло мне в профессии психолога-дефектолога. Возьмем, к примеру, пение с заикающимся ребенком. Довольно часто провожу игры творческого характера с подобными детьми. И когда у тебя есть музыкальный слух, делать это гораздо легче. Я очень благодарна Всевышнему, а также родителям за то, что получила в жизни все необходимые навыки для своей профессии.
– На данный момент ты учишься в аспирантуре ДГПУ и являешься научным сотрудником НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования…
– Да, все верно. Я — аспирант кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Моим научным руководителем является Джафар Михайлович Маллаев, он как раз заведует этой кафедрой и руководит аспирантурой по специальностям 13.00.03 – коррекционная педагогика, 19.00.10 – коррекционная психология. Я восхищаюсь этим человеком, поскольку получила от него бесценный опыт и знания, горжусь тем, что именно Джафар Михайлович является моим научным руководителем, потому что считаю: учиться нужно у лучших, а это как раз тот самый случай.
Что касается нашего НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, то могу сказать, что он открыт для подготовки и переподготовки специалистов по работе с детьми ОВЗ разной категории, с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта и т.д. Эти специалисты будут заниматься не только психолого-педагогическим сопровождением детей, но и обеспечивать коррекцию их развития, другими словами, оказывать специализированную помощь детям и консультировать их родителей. Ведь зачастую, когда в семье рождается «особый» ребенок, родители не знают, как правильно говорить с ним, обучать и воспитывать. А ведь это немаловажно, потому что самые благоприятные этапы развития – это наиболее ранний возраст. Родители стараются, чтобы ребенок не плакал, привлекают врачей, не зная, что к «особому» ребенку нужен индивидуальный подход. Так вот решением этой проблемы будет заниматься наш НИИ дефектологии, родителям не нужно будет выезжать куда-то в Москву или Санкт-Петербург, они смогут получить такую специализированную консультацию у нас.
На сегодня во всех школах широко вводится такое понятие, как «инклюзия», и она не может осуществляться без тьюторского сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, когда в одном классе сидят и слепой, и глухой, и ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учитель просто физически не сможет уделить достаточного внимания каждому. Мы готовим тьюторов, проводим переквалификацию учителей и воспитателей, психолого–педагогическое исследование детей с раннего возраста.
– Какие рекомендации дашь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья?
– В первую очередь хотелось бы пожелать им огромного терпения. И помните: ни в коем случае нельзя ругать детей, применять рукоприкладство. Нельзя говорить о недуге ребенка в его присутствии, ведь формирование его личности происходит со слов взрослых. Поэтому с самого раннего возраста нужно говорить, что они самые лучшие, самые умные, добрые, способные, что у них все обязательно получится.
Возьмем, к примеру, детей с задержкой психического развития. Большинство из них в силу своих особенностей гиперактивно, у них повышена отвлекаемость на уроках, в связи с чем они трудно усваивают учебный материал. Родителям таких детей понадобится огромное терпение для выполнения домашнего задания. Необходимо помнить, что изучаемый в школе материал нужно преподносить ребенку в игровой форме, так он будет легче усваиваться. Обязательно несколько раз объясните условие задачи с ее последующим решением и использованием средств наглядности, чтобы вызвать интерес к заданию.
– Где вы находитесь и как можно записаться к вам на прием?
– Наш адрес: г. Махачкала, ул. М. Ярагского, д. 59 (1 этаж). Телефон факультета: 57-12-71. Запись на прием к специалисту проводится по телефону: 8 (964) 024 20 40.
Рая БЕЙБОЛАТОВА
1 Comments
Тамила Руслановна
Дай Аллагь ей крепкого здоровья! Диана Бахмудкадиевна действительно специалист от Бога!