Знакомьтесь: Хабиб Магомедов, руководитель лаборатории по противодействию экстремизму (при ДГУНХ). Впрочем, это тот случай, когда «особое представление» человеку не требуется: многие дагестанцы лично или через СМИ хорошо знакомы с Хабибом Гаджиевичем.
Наше общение проходило как бы в трех частях: сначала в стенах «МД» при участии главного редактора Абаша Абашилова, а затем во время и после мероприятия в ДГУНХе (Дагестанский государственный университет народного хозяйства).
Биография Хабиба Магомедова насыщена словно контрастными фактами. Работа в пресс-службе МВД, ведение колонки в «Черновике», кресло главного редактора «Нового дела», другие СМИ, а еще опыт таможенника, предпринимателя и заводская многотиражка на самом старте трудовой деятельности.
Хабиб Гаджиевич — человек опытный и информированный. Обычно это качества интересного собеседника.
При этом я обратил внимание: говоря на ту или иную тему, Хабиб Магомедов НЕ стремится понравиться, угодить собеседнику. Его оценками будут возмущены и сторонники «ИГИЛ» (запрещенная в РФ группировка), и иные силовики в погонах, и некоторые бывшие и действующие политики. И это не в смелых «мечтаниях»: в реальной жизни в жестком тоне с ним говорили и общеизвестные руководители, и узнаваемые генералы – и получали не менее неласковый ответ.
А еще Хабиб Гаджиевич любит пользоваться «наглядными пособиями» в ходе диалога. Это могут быть видеослайды на белом экране, обычная доска с мелом (в вузе) или лист бумаги и авторучка (в стенах редакции). Он как бы набрасывает схему исследуемого вопроса, подкрепляя устную речь.
Что касается мероприятия в стенах Дагестанского государственного университета народного хозяйства, то на сей раз оно состоялось на юридическом факультете и носило характер не круглого стола, а общения с молодежью в студенческой аудитории.
Организатором снова выступили Научно-практическая лаборатория по вопросам противодействия идеологии экстремизма и терроризма и межфакультетская кафедра гуманитарных дисциплин (заведующая — Оксана Мутиева). Обращаясь к студентам, Хабиб Магомедов выступил с лекцией «Исламское государство» как маркетинговый проект» («ИГИЛ» – запрещенная в РФ группировка).
На страницах «МД» эта тема была затронута более подробно в начале предыдущего месяца в репортаже о конференции в стенах того же ДГУНХ. Но напомним основные тезисы.
Схема аргументации пропагандистов радикализма очень простая: ты – мусульманин и ты должен не просто сердцем быть за шариат, а с оружием в руках сражаться за его установление.
В базовых вещах – ислам, шариат – всё понятно. При этом важно и то, что действия в исламе должны совершаться на основе знаний. Будь то омовение, молитва, пост, джихад, дозволенный заработок и дозволенный отдых, и другое – мусульманин должен знать, КАК ПРАВИЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ. А если не знает – изучать, уточнять у знающих. У джихада есть свои правила и условия. Категорически недопустимо заниматься экстремизмом и называть это джихадом!
Также в лекции Хабиба Гаджиевича прозвучал тезис об использовании в деятельности пропагандистов группировки маркетинговых технологий. В этом плане рассматривались такие понятия, как бренд, целевая аудитория, личная продажа и др. В диалоге с одним из студентов Хабиб Магомедов поинтересовался, как тот, к примеру, приобретает себе одежду. Интересуется маркой изготовителя? Учитывает ли раскрученность бренда? Обращает внимание на страну производства? Или просто оценивает качество вещи?
Далее выступил декан юридического факультета ДГУНХ Даци Гаджиев. Даци Магомедович поделился довольно неожиданным мнением: среди некоторых лидеров зарубежного финансового мира давно зреет взгляд, что население планеты растет слишком быстро. И уже достигло «недопустимых» величин. И среди этих же людей возникли радикальные идеи, как рост населения остановить или хотя бы притормозить.
Из этих соображений, продолжил Даци Магомедович, были изобретены такие «инструменты, как ВИЧ, вирус Эбола и др. А уж стравливание людей, чтобы они убивали друг друга, также соответствует позиции носителей таких взглядов. Декан юридического факультета порекомендовал студентам «не дать себя оболванить».
После обоих выступлений Хабиб Гаджиевич сказал, что он готов ответить на вопросы студентов. И когда официальная часть мероприятия завершилась, общение продолжилось уже в режиме диалога.
* * *
Что я хотел бы добавить от себя? Мне приходилось бывать (читать, слышать) на разных мероприятиях по тематике антиэкстремизма, и от некоторых возникало ощущение, что они проведены для галочки. Спустили «сверху» такое распоряжение – и ведомство (или муниципалитет, или учебное заведение) пытается его исполнить. Скажем, по такой схеме. Собирают в актовом зале молодежь – и им что-то по бумажке читают приглашенные участники. Юноши, скучая, делают вид, что слушают выступающих (или копаются в своих мобильных телефонах) – а мероприятие «проведено». Для чего это делается???
Я думаю, что, на контрасте с такой практикой, Хабиб Магомедов пытается найти иную ноту в таких собраниях. Он старается с первых минут вовлечь молодежь в общение – где-то шуткой, где-то обратившись прямо к кому-то из студентов или предлагая всем желающим задавать вопросы. Запомнилось, как круглый стол, организованный ранее лабораторией в конференц-зале ДГУНХ, продолжался около трех часов – и люди не расходились, живо участвуя в общении.
И еще, что очень важно. По каким мотивам молодые люди уходят в «лес»? Да, по религиозным. Они же туда не за грибами направляются. Так вот, если молодой человек уже склоняется к такому решению (или сочувственно относится к такому выбору) – только на основе религиозных доводов можно попробовать переубедить его. Убедить, что подобная деятельность в таком виде не соответствует нормам самой исламской религии.
Разумеется, организатор подобных собраний (будь это чиновник, преподаватель, офицер-силовик или общественник), выходя на молодежную аудиторию с такой тематикой и предлагая открытый откровенный разговор, должен быть готов к такому диалогу. В том числе к неожиданным острым вопросам от молодых людей, уже читавших ту или иную религиозную литературу. Способен ли чиновник ответить на эти вопросы? Ответить с исламских позиций?
Не способен? (Например, если молодой человек из зала встанет и спросит: «Разве мусульманин не должен вести джихад? Ведь это религиозная обязанность!») Почему же малосведущий в таких областях знаний организатор пригласил разных людей, говорящих «общие слова», но не догадался позвать грамотных образованных СПЕЦИАЛИСТОВ в исламе, способных дать компетентный ответ?
И чем заметно отличаются подходы Хабиба Гаджиевича в этом плане, так это пониманием: с религиозным человеком нужно уметь говорить на религиозном языке. Так, чтобы он уходил из зала, задумавшись. Или даже задержавшись и обратившись после собрания к выступившему специалисту: «Мне было очень интересно то, что вы сегодня нам рассказывали. С нами до сих пор в этом вузе (школе, техникуме) ТАК об исламе еще никто не говорил! Но я бы хотел уточнить некоторые вещи…»
Альберт МЕХТИХАНОВ