Александр Костюнин – член экспертного совета по обороне при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, фотохудожник и писатель. В 2008 году в номинации «Лучшая книга года. Повести и рассказы (малая проза)» Костюнин стал победителем за книгу рассказов «В купели белой ночи». В 2010 году, в течение четырех месяцев (с мая по сентябрь), он объехал, обошел все 42 района Дагестана. Книга о республике написана, но еще не издана, автор ищет спонсоров.
Ты добрым гостем в дом войдешь –
Уйдешь хорошим другом.
Расул Гамзатов
Чему суждено…
В сентябре 2009 года мне из районного Управления образования передали положение о литературном конкурсе «Купель» по произведениям Александра Костюнина. Я трижды прочитала фамилию писателя, но, так и не вспомнив такого русского писателя и не дочитав, положила бумаги во внутренний карман сумки и напрочь забыла о них. А накануне нового 2010 года моя племянница Сакинат говорит: «Нашла у нас эти бумаги. Они тебе нужны?» Смотрю – положение о конкурсе. Лишь тогда, спустя четыре месяца, я дочитала его. Там было сказано, что ежегодный конкурс «Купель» проходит с 2008 г. и с произведениями российского писателя можно ознакомиться на его сайте.
В начале третьей учебной четверти выбрала пять рассказов и ознакомила детей с ними. В конце января я оказалась в составе комиссии по проведению Года учителя в районе. Должна была написать сценарий мероприятия. Затем начались репетиции и прогоны. Наконец, 18 февраля состоялось открытие Года учителя.
Стала подгонять учеников, чтобы быстрее сдали сочинения. Последний день конкурса «Купель» – 29 февраля. Остается три дня. Из пяти сочинений учащихся выбрала одно – по рассказу «Вальс под гитару», и откорректировала его. Сохранила в компьютере. Но 28 февраля мой сын рылся в компьютере, и все мои файлы исчезли. Когда я это увидела, у меня был шок. На следующий день еле восстановила текст конкурсной работы и отправила его на электронный адрес. На часах было без четверти двенадцать. Успела. А еще через два месяца узнала, что мой ученик занял 2 место, получил диплом и книги в подарок. А сколько было препятствий!..
Так началось мое знакомство с писателем и его творчеством. Уже летом по телевизору увидела Костюнина сначала в Дербенте, затем у нас в районе, а в конце сентября — в Шамильском…
В Страну гор!
Расул Гамзатов искал свою родину в холодном молчании гор, в свадебных песнях, морщинах стариков, на старых кладбищах, в разговорах с друзьями. Поэтому его исповедь «Мой Дагестан» не прочтешь как обычную книгу, она читается медленно, так же, как пьют хорошее вино, маленькими глотками, чтобы продлить удовольствие и ощутить всю тонкость аромата. А то, что искал Александр Костюнин в Дагестане, он искал для себя. То, что он нашел, нашел для каждого из наc, и это стало достоянием всех…
Обстановка в Дагестане летом-осенью 2010 года была напряженной. Что заставило писателя отправиться в самый неспокойный регион страны? Думаю, одержимость, жажда исследования, возможно, и предвкушение чего-то нового. Это неправду всегда придумывают, а правду нужно было увидеть своими глазами. Он задумал книгу о Дагестане, а писать о нем, сидя за письменным столом в уютном кабинете, невозможно. Нельзя, как говорят у нас, построить мельницу там, где нет воды.
Мы, дагестанцы, хорошо знаем свой народ изнутри. Костюнин же показал нас снаружи — такими, какими увидел. Он выбрал интересную форму для воплощения своего замысла (хабары) и мастерски поместил нашу действительность в свои координаты. Так родилась книга «Дагестан. Дневник поездки» — свидетельство нравственного подвига российского писателя.
Хабары от Костюнина
Лезгинка – это танец, который уходит в глубь веков, соединяет времена и создает единство нации. Это богатство моего народа. Если мы растеряем его или забудем, то обнищаем духовно настолько, что перестанем себя уважать. В этом танце – опыт выживания в суровых условиях, идеал женской красоты, воинского искусства. Он растопит лед на душе, зажжет огонь от тлеющих угольков, унесет тебя ввысь и благополучно вернет на землю. Этому танцу посвящен хабар «Лезгинка». Описывать танец все равно, что рассказывать о музыке: музыку надо слушать, а танец — исполнять. Я хорошо понимаю Александра Викторовича, который не удержался перед натиском ритма гор и, «прищёлкивая пальцами, закрутился в диком заразительном танце». Оп-па! Ас-са!
Герой хабара «Рафик-Смерть» в какой-то момент перешагнул грань этого мира. У врат ада «громогласный шепот сверху повелел» ангелу смерти вернуть на землю Рафика. Ему дали еще один шанс, чтобы творил на земле только добрые дела. Он воспользуется этим и на сельском пустыре возведет футбольный стадион «Леки», но зловещее слово «смерть» навсегда прилепится к его имени. «Если б каждый человек вот так на куске земли своей сделал всё, что ему по плечу, прекрасна была бы земля наша!» — констатирует автор.
Хабарик «Оставляя на земле след» — это пять минут здорового смеха до слез. Это средство от депрессии, лекарство от простуды. А когда у человека высокий тонус и хорошее настроение, ему зимой даже грипп не страшен.
«Поводырь»
Рассказ, основанный на реальных событиях и уже включенный в школьную программу, имеет простой и бесхитростный сюжет. Совершенно слепой 70-летний учитель музыки Антонин Карлович Качмарик научил воспитанника интерната Магомеда играть на кларнете. Он тщательно репетировал с ним и добивался, чтобы ученик исполнял музыку очень хорошо. Неудивительно, что через год Магомед стал «первой скрипкой» в школьном оркестре. Через пять лет, благодаря рекомендациям Антонина Карловича, Магомед поступит в музыкальное училище. Единственный друг-ученик уходит из интерната. У него больше никого нет. «Магомед, отведи меня в дом престарелых. Не хочу один здесь…» — попросил своего ученика Антонин Карлович. За день до начала занятий в училище Магомед отвел любимого учителя в дом престарелых…
В этом рассказе автор вернул учителя на тот пьедестал, на котором он должен стоять в здоровом обществе. Никому после Айтматова в русской литературе не удалось так проникновенно написать об учителе. Здесь ученик отвечает учителю через много лет благодарностью и глубоким уважением. Он поднимает нас над серыми буднями и утверждает мысль: окончательную черту все-таки подводит не смерть, а жизнь, которая продолжается и после смерти в учениках. После чтения рассказа невозможно сразу переключиться на что-то. Нужно какое-то время, чтобы осмыслить прочитанное. Симфония №5 Шопена как раз приглашает к такому раздумью, в этой музыке и благодарность, и чувство вины, и слезы… Я перевела этот рассказ на лезгинский язык. На это у меня ушло три года.
Живые герои
Агаверди Агаев, возрождающий сады в Ахтынском районе; Рафик Агамирзоев, владелец стадиона «Леки» из Магарамкента; директор школы искусств из селения Татляр Дербентского района; Магомед Агаев, рассказавший писателю историю своего учителя, и многие другие – это живые герои книги. Их образы и характеры написаны с натуры, потому имеют такую яркость.
Я приглашала Рафика Агамирзоева в нашу школу. На первый взгляд, это обычный человек, но автор открыл нам в нем то, что только ему дано было увидеть, но скрыто от нас. Когда один из моих учеников спросил Рафика Агамирзоевича о том, какое впечатление произвел на него Костюнин, он ответил: «Костюнин – хороший человек. У меня было ощущение, что мы давно знаем друг друга. Теперь можно сказать, что он — карельский дагестанец»…
На мой взгляд, такие произведения нужны больше, чем вымышленные истории и придуманные человеческие судьбы.
Благословение шейха
В селении Чиркей Буйнакского района писателю Костюнину представилась возможность познакомиться с шейхом-устазом Саидом-Афанди. Говорили с ним о насущных проблемах региона: коррупции, экстремизме и безработице. В конце беседы писатель попросил шейха благословить его намерение написать книгу о Дагестане. «Твоя книга о Дагестане будет лучшая в мире, – заверил писателя шейх. — Звёзды рухнут на Землю, если не так»…
Параллель с Чеховым
По себе знаю, поездки и путешествия – лучшая школа жизни. Они настолько сильно запечатлеваются в сознании, что, оглядываясь назад, мы вспоминаем именно их. Уверена, что писатель вернулся из Дагестана другим человеком: он увидел многообразие человеческой природы. На малом клочке земли прикоснулся к культуре народов, которые говорят на 40 языках и 120 диалектах. Эти народы как огромные деревья в Самурском заповеднике. Каждый хочет простора и свободы, но в глубине переплетаются их корни, наверху смыкаются кроны, образуя навес…
Вернувшись в Петрозаводск, Костюнин напишет: «Приехать в Страну гор легко, покинуть её невозможно… Едва расставшись, скучаю по своим названым братьям, скучаю по Дагестану»… Он был впечатлен тем, насколько бережно относятся люди в горах к своим традициям, как чтут гостеприимство, и называет Дагестан своей второй родиной.
Костюнина можно сравнить разве что с Чеховым, побывавшим на острове Сахалин. Три месяца путешествия изменили писателя, он писал: «…после сахалинских трудов… моя московская жизнь кажется мне до такой степени скучною, что я готов кусаться». Не выдели он это время на Сибирь и Дальний Восток – не имели бы мы «Острова Сахалина», сделавшего нас духовно богаче.
Книга Костюнина «Дагестан. Дневник поездки» – «это духовное богатство и самобытность более тридцати народов, культур, это букет языков и конфессий… палитра природы». Для нас она — нечто неизмеримо большее, чем просто путевые заметки писателя. Она важнее, чем вся зарубежная литература, потому что в ней показано все, что есть достойного, непреходящего и отважного в нашей повседневной жизни. Надо ли говорить о том, как это наполняет жизнь особым смыслом!
Наида Магомедрасулова,
учитель русского языка и литературы
Гапцахской СОШ Магарамкентского района