В один из понедельников я посетила МБОУ «Многопрофильный лицей №9» г. Махачкалы. Удалось побеседовать с директором, учителями и психологом. Из номера в номер буду знакомить вас, дорогие наши читатели, с людьми, отдавшими свою жизнь просвещению детей.
Кабинет директора украшают цветы и многочисленные награды учеников. Однако это не все кубки и дипломы, основная их часть красуется в классах как стимулы для учащихся, чтобы каждый стремился стать лучшим из лучших.
Шамсият Насрулаева — заслуженный учитель РФ. Сильная и стильная женщина является примером для своих коллег. Она считает, что, как и ученический, должен существовать педагогический дресс-код, ведь для многих учитель – пример во всём. Член Общественной палаты РД Шамсият Алимирзаевна не просто размышляет, но и приглашает к диалогу институты гражданского общества. Школа для неё – экспериментальная площадка, где необходимо выстраивать диалог учителя-ученика-родителя. Тут создана особая атмосфера, способствующая повышению мотивации, включению педагога и учащегося в инновационную деятельность.
Педагогический коллектив школы работает в режиме постоянного творческого поиска и эксперимента:
2005 год — открытие профильных классов на старшей ступени обучения;
2007 — школа стала победителем конкурса инновационных школ в ходе реализации НПП «Образование»;
2008 — школа получила новый статус — «Многопрофильный лицей №9».
Коллектив лицея не останавливается на достигнутом. И всегда помнит, что процесс перемен в школе – это процесс перемен в учителе, в его взглядах, подходах к решению организационных проблем. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства, а им обладают все преподаватели лицея №9. А все происходящее в учебном заведении находится под влиянием сложившейся лицейской культуры и внутренних условий жизнедеятельности, или внутренней среды.
— Помните ли вы свой первый день в качестве директора?
— Лучше не вспоминать об этом (смеется). В 1998 году меня назначили директором школы. 24 второгодника, 44 ребенка состояло на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, исписанные стены, ветхая мебель, мусор, а прилегающая территория и вовсе напоминала свалку. Не самая радужная картина, скажем так. Начала работу с наведения чистоты, а потом уже перешла к воспитательному процессу.
Было очень тяжело. Я даже думала поначалу: проработаю несколько месяцев — и уйду. Не хотелось тратить самые лучшие годы на почти разваливающуюся школу. Потихоньку привыкла. Коллектив меня втянул в работу, да и дети полюбили.
Ежедневно работали с каждым труднообучаемым и трудновоспитуемым ребенком, чтобы дать им почувствовать, что они находятся в заботливых руках педагогов, которым их судьба не безразлична. И сегодня в школе уже нет неблагополучных детей. Но есть социально незащищенные, те, кто нуждается в заботе, внимании. Обучение через воспитание — таков мой девиз.
Кстати, раньше я работала воспитателем в детском саду, учителем в школе, а в 6-м детском саду была заведующей. Так что не понаслышке знаю, как находить правильный подход к детям.
— Насколько я знаю, именно вы стали инициатором того, чтобы перестать оставлять детей на второй год…
— Да, так и есть. Как я уже сказала, было 24 ученика, оставшихся на второй год, и ни один из них не сел за парту снова. То есть кто-то перешел в другую школу, кто-то и вовсе терял интерес к учебе. Никогда нельзя оставлять ребенка на повторный год: во-первых, это оскорбление для него, во-вторых, таким образом мы уничтожаем его психику, а, в-третьих, это и упущение самого учителя. С такими детьми надо работать и доработать. Не поддающихся обучению детей (если позволяет здоровье) нет. Всё зависит от педагога.
Мы ввели блочную систему, то есть с каждым из таких учащихся занимаемся дополнительно, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Так ученик хоть что-то запоминает и понимает, что заработал свою оценку.
Работаем по профильным направлениям: социально-гуманитарное, химико-биологическое — с ориентацией на профессию. Это хорошо сказывается на детях, то есть они поступают именно по тем профилям, по которым мы их обучаем.
Эффективно используются в школе и индивидуальные, и коллективные формы поощрения, общественного и персонального признания. Создано и успешно работает научное общество учащихся. Они — ежегодные победители городских, республиканских, всероссийских конкурсов юных исследователей.
— Дополнительные кружки в школе платные?
— Нет, всё бесплатно. Есть у нас вокальный кружок, танцевальный кружок «Сказка», футбольный клуб «Олимп», секция кикбоксинга, каратэ-до и др. А на днях была презентация школы КВН.
— Какие мероприятия проводятся для учащихся?
— Для формирования психологической устойчивости против экстремистских воззрений большое внимание уделяется воспитанию учащихся в духе обычаев и традиций народов Дагестана. В рамках этого направления проводятся фестивали народов республики, классные часы «Твоя родословная», «Дагестан – мой край родной», «По дорогам Дагестана», конкурс плакатов, посвящённый Дню единства РД. Ежегодно учащиеся лицея занимают призовые места в смотре-конкурсе «Очаг мой – родной Дагестан». Уделяется большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию и просветительской деятельности: проводились различные мероприятия с приглашением представителей разных религиозных конфессий (круглый стол «Межрелигиозная толерантность»), представителей организации по защите прав ребёнка; традиционными стали уроки толерантности, встречи с главным специалистом по просвещению Духовного управления РД.
— По-вашему, какими качествами должен обладать директор школы?
— Он должен быть справедливым, внешне и внутренне собранным, объективным, эрудированным и т.д. А еще — любить детей, быть психологом, чтобы понимать их душу.
Качества современного директора — это и наличие организаторских способностей, честность, разностороннее мышление.
* * *
Директор – ключевая фигура в школе. А успешность учебного заведения зависит от того, кто им руководит. Конечно, быть современным директором непросто. Только сильный, цельный, креативный, талантливый, честный, умный человек может занимать такую должность.
Регина Курбанова