Главной новостью, которой жила республика последнюю неделю, безусловно, стал инцидент в столице Калмыкии — Элисте.
Приехав на мастерский турнир по вольной борьбе имени Героя Советского Союза Басана Городовикова, наши спортсмены вышли прогуляться в близлежащий парк, наткнулись на одну из статуй Будды, наговорили похабщины в адрес местной религиозной святыни и удалились по месту проживания. И остался бы этот эпизод незамеченным, если бы не онлайн-трансляция в Periscope, которая каким-то образом нашла своих неблагодарных зрителей и в лице местных жителей. Дальнейшее развитие событий известно всем, с той лишь оговоркой, что было очень много недостоверной информации, заставившей дагестанскую сторону, на мой взгляд, поспешно извиняться за то, что реально совершено не было. Никто из дагестанцев в храме не был, изваяние Будды Шакьямуни никто не бил, а тем более, не совершал иных непотребных действий. Тем не менее, мы не устаем извиняться перед калмыками и параллельно злимся на нашего борца за то, что встал на колени.
Но вся эта история очень поучительна для нашего пресловутого менталитета. Невозможно предугадать, где наши «выстрелят». Одними посадками, увольнениями и выговорами дагестанский «хасият» не вылечишь. Взять тот же элистинский случай. Парень — не экстремист, не радикал, а просто невежественный пофигист, хулиган, который, на мой взгляд, в силу пробелов в воспитании понятия не имеет, кто такие калмыки, что они исповедуют и т.д. А главное – он не приучен уважать людей, несколько отличных от него в своих убеждениях, укладе жизни.
Таких, не признающих ничего, кроме культа силы и денег, в Дагестане – абсолютное, подавляюще-угнетающее большинство. Одними разговорами о культуре народ культурней не станет. И я против увольнения тренера провинившегося борца. Он не может дать того, чего не дали в первую очередь родители. Мы, дагестанцы, особенно потерянное поколение 90-х годов, выросли в экстремальной среде. С первых классов школы наши дети начинают выживать. И в зверинце они, естественно, вырастают зверьми. А с волками жить — по-волчьи выть. К сожалению, любое проявление мягкости, милосердия у нас квалифицируется как слабость со всеми вытекающими последствиями. Необходимо сломать эти стереотипы, изменить культурную среду, внедрить в сознание молодежи культ образования, внутреннего самосовершенствования. Это станет возможным, когда она (молодежь) поймет, что именно этот фактор, а не циничное пренебрежение чужими ценностями, хамство и сила могут стать социальным лифтом жизненного успеха. И тогда молодые потянутся к свету науки, к образованию, к культуре. Даже тогда, когда для этого в республике не будет создано условий. Ведь были же у нас ученые с мировым уровнем при отсутствии школ и университетов, были и олимпийские чемпионы при отсутствии спортзалов.