В последнее время я заметила большие перемены в Государственном хоре РД, что, непременно, привлекает внимание общественности, и коллектив начинает занимать одно из центральных мест в культурной жизни республики.
Хор приобрел собственное лицо в новом стиле исполнения, где по-своему ярко выражен и стиль эпохи. Мастерство доведено до такой степени совершенства, что непостижимые трудности воспринимаются так естественно, как дыхание, движение или улыбка. При этом в выступлениях нет ничего эффектного и броского. Да и зачем? Песни в исполнении хора вызывают бездну мыслей и чувств, драматичны по динамике, по контрастам, где превалируют романтические порывы, яркость красок горного края и предельная простота.
Ошеломляющий блеск пассажей и правда чувств, сопровождаемая буйной фантазией и удивительной серьезностью. Всё это я хотела подвести под одним общим знаменателем, где кроме искренности, глубины и убедительности в исполнении произведений хора, проявляется еще соединение свободы, поэзии, интеллекта и, безусловно, стремление достичь артистизма высокого уровня. И при этом полное перевоплощение хора в сущность произведения, в эпоху, в дух музыкальной пьесы, его созвучие и – гармония.
Что способствовало такой перемене, рассказала директор Государственного хора РД Заира Манарова.
– У нас появился новый художественный руководитель и дирижер Наталья Олеговна Макеева! – ответила мне Заира Магомедрасуловна. – Человек очень грамотный, подготовленный, имеющий дирижерское музыкальное образование, дирижерское симфоническое образование и две консерватории!
После репетиции я поинтересовалась у Натальи Олеговны:
– В отличие от предыдущих руководителей, именно вашей заслугой является такая резкая перемена в работе хора!
– У каждого художника свое видение и слышимость хоровой звучности. Я не берусь оценивать их и не вправе делать это!
Внешне очень сдержанная, умеющая в нескольких словах излагать свою позицию, замысел, требование к хору, Макеева поставила перед коллективом новую цель – выйти на российский уровень и принимать непосредственное участие в фестивалях России. Для этого участники должны обладать определенными качествами. Необходимы немалые усилия, строгость, взыскательность и железная дисциплина. Кропотливая работа принесла ощутимые плоды. Коллектив стал востребован в городских и республиканских мероприятиях. В месяц проходят три-четыре концерта. Это огромная нагрузка! Но и палка о двух концах. Такое обилие сборных концертов за короткий срок лишает хор возможности больше заниматься собственным репертуаром.
– Например, срочно требуется кумыкская песня в мужском исполнении. Хорошо, если есть, – сетует Наталья Олеговна, – а если нет, то кровь из носа, но работа к сроку должна быть. И никакие доводы неприемлемы!
– У вас не возникало желания утвердить в хоре именно мужское песнопение, напоминающее грузинское?
– Дело профессиональное. Очень люблю хоровое мужское звучание. Но в данный момент у нас расформированная группа, молодые прибыли, взрослые ушли.
– У нас проблема с мужскими молодыми голосами! – говорит Заира Магомедрасуловна. – Мы не можем найти профессионалов с хорошими, поставленными голосами. И конкурсы объявляем по этому поводу.
Все наши певцы работают и в других местах. Почти на каждом концерте возникают проблемы. И есть зависимость от других руководителей театров, например, Русского или оперного. Актеры вынуждены подрабатывать, так как получают очень маленькие зарплаты. Представьте себе, народный артист Дагестана, который проработал 30 — 40 лет, получает всего около 12 тысяч! Поэтому мы относимся к ним лояльно.
– Желающие устроиться на работу, безусловно, есть, – продолжает беседу Наталья Олеговна, – но многие не понимают, что надо трудиться, надо уметь читать с листа, учить и сдавать партии. Поэтому я решила ввести такое правило тем, кто приходит устраиваться: вручаю ноты и предлагаю вернуть партитуру через неделю. Но пока никто не вернул!
— Из сорока человек в общем хоре как улавливаете, что кто-то сфальшивил?
– Ну, в этом, – смеется, – прежде всего играет роль образование. Вы, когда пишете, видите же, где предложение не согласовано, а где грамотно и на уровне. Так и в музыке – фальшивые звуки режут слух, и строй хора начинает нарушаться, понижается или повышается. Приходится останавливать репетиционный период и работать конкретно над отдельными элементами или партиями.
– Вы уже работаете с этим коллективом второй год. Чего добились, есть ли какие-то изменения?
– Безусловно! Вначале они не все видели мой взмах руки, когда все должны начинать и завершать пение. Для меня важным критерием в работе остаётся тишина, которая сначала отсутствовала. Теперь могу уверенно сказать – дисциплина и тишина во время работы идеальная. Благодаря этому, появилось качество и количество работ.
– У вас столько выступлений, соответственно и одежда должна быть разнообразной. Как решается вопрос сценических костюмов?
– За восемь лет моей работы, – говорит Заира Магомедрасуловна, – у нас сшито четыре разных костюма – один народный и три академических. На все случаи. Выручает скромная финансовая поддержка Министерства культуры.
– Какие планы у вас на будущее?
– Главной целью для меня сейчас является осуществление нового проекта, – отмечает Наталья Олеговна. – Хочется, чтобы хор стал действующим лицом, приблизился к хоровому театру и мог достойно представлять Дагестан на любом уровне. Для этого мы сейчас готовим кантату для смешанного хора современного ростовского композитора Виталия Ходоша, которая здесь никогда не звучала, по пьесе А. Чехова «Архиерей» («По прочтении «Архиерея»»). Это будет совместная работа драматического актёра, читающего текст на протяжении всего спектакля, в сопровождении капеллы хора. Есть большое желание попробовать пьесы с вокальным ансамблем и организовать на базе хора мобильную вокальную группу.
Хочется отметить, что наша капелла уже выступала в Доме поэзии с русской народной колыбельной песней, посвященной кизлярским событиям. А также в Русском театре, на концерте совместно с симфоническим оркестром, исполнила весь реквием Моцарта в 12 частях и была тепло принята слушателями.
Мы также планируем совместно исполнить кантату «Александр Невский», приурочив к юбилею Прокофьева. Хочется осуществить современное, актуальное сочинение, где будут задействованы изобразительные эффекты и оркестр.
Есть ещё где-то засевшая и не дающая покоя мечта – сделать концертную программу от «Классики до джаза».
– Да ну?!
– У нас уже был один такой номер с привлечением режиссера, танцоров. И если исполнение высокопрофессиональное, оно никогда не будет скучным.
Справка
Наталья Олеговна Макеева – художественный руководитель и дирижер Государственного хора Республики Дагестан, лауреат Всероссийского конкурса хоровых дирижеров, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества.
Раисат ИБРАГИМОВА | г. Махачкала