«Игра престолов» — одна из самых нашумевших и успешных экранизаций всех времен. Вы можете не знать, как выглядит Джордж Мартин, автор цикла «Песнь Льда и Огня», который и лег в основу сериала, но вы почти наверняка хоть раз слышали фразу: «Валар моргулис». Или хотя бы: «Где мои драконы?!» В связи с этим я хочу рассказать вам еще о нескольких фантастических книгах, которые в ближайшее время перекочуют на экраны. И, кто знает, может, эти экранизации станут такими же культовыми, как «Игра престолов».
«Ведьмак». Анджей Сапковский
Ведьмак – профессиональный убийца чудовищ. Люди нуждаются в нем, но испытывают к нему страх. А страх редко приходит один, обычно он приводит с собой ненависть и презрение. Ведьмак очищает мир от скверны, но редко видит благодарность, мир не открывает ему дружеских объятий – он швыряет ему кошелек за проделанную работу (и, будьте уверены, денег там меньше, чем договаривались) и говорит: «Пойди вон, мутант». Сага о ведьмаке Геральте, написанная польским писателем Анджеем Сапковским, по праву считается одним из лучших циклов не только в польской, но и в мировой фантастике. Ну а в России пан Сапковский так вовсе в доску свой. Он регулярно посещает наши конвенты, получает премии, раздает автографы, а иногда просто дурачится.
Известен случай, когда на одном конвенте Анджей Сапковский, сказал: «Мне все пофиг, я ведьмак!», покинул теплое помещение… и скрылся в лесу (а дело происходило зимней ночью). Польский делегат, прибывший на мероприятие вместе с писателем, разнервничался, заявил, что Польша не простит России, если с Сапковским что-то случится (и это походило на правду, в Польше писатель — культурное достояние), требовал немедленно отправить спасательную экспедицию… но через какое-то время пан Сапковский вернулся как ни в чем не бывало. Наверное, прибил пару упырей, спас пару сел и успокоился.
Цикл «Ведьмак» лег в основу одноименной компьютерной игры, третья часть которой получилась настолько масштабной и качественной, что компьютерные задроты по всему миру пришли в неописуемый восторг и назвали ее одним из главных явлений во всей развлекательной индустрии за последние лет пять. И, как ни странно, с ними сложно не согласиться. Успех этой игры обратил внимание голливудских боссов на первоисточник: сценарий к фильму, который, по идее, должен стать франшизой, уже пишется, и работает над ним Таня С. Джон, приложившая свою руку к сериалу «Баффи – истребительница вампиров». В общем, тема героя, борющегося с нежитью, ей хорошо известна. Постановщиком числится польский режиссер Томаш Багинский, который работал над анимированными роликами к первым двум частям компьютерного «Ведьмака» (и, к слову, они были потрясающими).
Ну, а пока пишется сценарий, поклонники саги с тревогой ждут новостей о кастинге. Геральт из Ривии, он же Белый Волк, постоянно входит в топы интереснейших фентезийных персонажей, составленные разными литературными критиками и писателя. Облажаться с выбором актера на такую роль провалу подобно. Так что не подведи, пан Багинский. Не подведи.
«Темная башня». Стивен Кинг
В 1999 году Стивен Кинг попал в страшную аварию, известие о которой потрясла поклонников американского писателя. Многие из них в этот момент подумали не о самом Кинге, а о том, что в случае его смерти они никогда не узнают, чем же закончились приключения Роланда, главного героя цикла «Темная башня», который в 99-м еще не был завершен. Об этом поклонники писали и рассказывали самому Кингу – мол, прости нас, кумир, за наш эгоизм. Судя по тому, что Мастер Ужасов не навел на них порчу (давайте признаемся, все мы думаем, что Стивен Кинг это умеет, а еще он всякие обряды в новолуние проводит, все такое), он их простил.
Первая книга цикла «Темная башня» вышла в далеком 82-м году, последняя (на данный момент) — в 2012-м. Сага рассказывает о стрелке Роланде, рыцаре умирающего мира, который отправляется в длиннющее путешествие с целью найти Темную башню. Этакую махину, являющуюся сосредоточением Силы, что бы это вообще ни значило. Он постоянно натыкается на двери, ведущие в нашу реальность (и тырит из этой реальности граждан США), попадает во всякие сложные ситуации, лишается пальцев, иногда рассудка и топает, топает, топает… короче, читать всё это на самом деле очень интересно, Кинг в ударе.
Разумеется, эта сага давно будоражит умы голливудских воротил – Кинг на ней заработал, значит и им пора. Экранизировать «Темную башню» пытались множество раз. Бралась то одна студия, то другая, заявляли то одного режиссера, то другого, то снова первого… в итоге, съемки, наконец-таки, начались. Однако далеко не все поклонники саги этому рады.
Дело в том, что на роль голубоглазого и белокожего Роланда взяли черноокого афроамериканца Идриса Эльбу. Хорошо хоть, половую принадлежность прежней оставили, а не то с таким подходом к делу вполне могли превратить Роланда в симпатичную азиатку. Мне очень нравится Идрис Эльба, и я даже рад, что он снимается в таком крупном проекте в главной роли. Но чувства поклонников саги мне понятны. Если на роль ведьмака Геральта возьмут Уилла Смита, то я самолично отправлюсь выбивать зубы из лица Томаша Багинского. Надеюсь, поклонники «Темной башни» все-таки сменят гнев на милость: Идрис Эльба — замечательный актер, и ему по силам воплотить на экране образ Роланда.
«Благие знамения». Терри Пратчетт, Нил Гейман
А теперь хорошая новость для всех поклонников Терри Пратчетта и Нила Геймана — их совместное творение, роман «Благие знамения», будет перенесен на экран. Не на большой, а на малый, что еще лучше, учитывая, как хорошо англичане умеют работать с телевизионным форматом. Книга будет превращена в четырехсерийный мини-сериал. Кто встанет у руля экранизации, пока неизвестно: может, это будет один режиссер, а может, несколько. Но сценарий ко всем четырем сериям напишет лично Гейман – его об этом в своем посмертном письме попросил сам Пратчетт.
Роман, вышедший в 1990 году (а до России добравшийся только в 2012-м, и это целое литературное преступление), рассказывает о том, что Небеса и Преисподняя, наконец, решили помериться силами и устроить Апокалипсис. Загвоздка в том, что демон Кроули и ангел Азирафель не очень-то хотят Последней Битвы: они привыкли к людям и хотят остаться среди них. Поэтому они сделают всё для того, чтобы маленький Антихрист вырос хорошим человеком без склонности к уничтожению всего живого.
Наверное, было бы лучше, если бы сценарий писал сам Пратчетт. В конце концов, всякий, кто знаком с творчеством обоих англичан, легко разберет, что в «Благих знамениях» Пратчетта гораздо больше, чем Геймана (и это нормально, ведь для Нила эта книга стала первым крупным литературным произведением). К сожалению, Мастер покинул нас в 2015-м. Однако я верю, что Гейман не подведет своего старого друга.