Ковроделие всегда имело у дагестанских народов богатые и обширные традиции. Ремесло, секрет которого передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, стало одним из самых традиционных в табасаранских семьях. Технология вязания узла, комбинации узоров, методы окрашивания и другие секреты, хранят народы Южного Дагестана как сокровенное знание, прославившее их на весь мир.
20 мая во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Узоры ковра Изаят», которая представляет около 40 современных дагестанских ковров и более 20 ковровых изделий, выполненных в разной технике в период с 1998 по 2016 годы. На выставке впервые представлены безворсовые односторонние ковры – сумахи.
В открытии выставки приняли участие руководство музея ДПИ, директор дагестанского музея изобразительных искусств им. П.Гамзатовой – Салихат Гамзатова, искусствовед Татьяна Петенина, сотрудница Постпредства РД Мадина Исмаилова, представители общественности Дагестана и посетители музея. Гости выставки отметили редкостность работ, их высокое качество и талант мастериц.
Руководство музея ДПИ, выразило восхищение работам И.Меджидовой, подчеркнув, что такие ковры достойны самого почётного места в фондах любого музея. Ковры Изаят – произведение искусства, которое оценит и знаток и любитель. Каждый индивидуален и каждый красив по-своему.
Изаят Меджидова- потомственная табасаранская ткачиха, член союза художников РФ и союза дизайнеров РФ, реставратор тканей и ковров. Ею, одной из первых, была предпринята попытка возрождения дагестанских ковров. Мастерице удалось восстановить технику ткачества по древним эскизам. Идентичные ковры, которые Изаят и её помощницы ткут со всем уважением к древним традициям, стали визитной карточкой Хивского района Дагестана.
Работая реставратором в Дагестанском музее изобразительных искусств, Изаят изучила технологию ткачества ковров разных видов, в том числе – ворсовых ковров с двойным уточным закреплением, утерянную в советское время. В 1990 году она возрождает ее в родном Кандыке, а затем распространяет и на сумашное ткачество, что было нетрадиционно. Важнейшее достижение Изаят – восстановление натурального окрашивания шерсти. В течение многих лет Изаят собирает информацию о натуральных красителях, совместно с группой единомышленников много экспериментирует с растениями, из которых в Дагестане издавна получали краску (марена, орех, кора дуба, индиго, барбарис, душица и др.), добиваясь необходимого оттенка. В результате были получены все восемь основных цветов классической дагестанской ковровой гаммы, а также десятки их оттенков. В конце 1990-х годов Изаят Меджидова изобретает новый, более экономный метод ткачества сумахов, получает на него патент и налаживает их производство.
«Наши ковры можно читать как книги!В каждом заложен закодированный смысл и послание, код к пониманию жизни предков. Мы открываем удивительный и разнообразный мир, воссоздавая старинную технику. Повторяя дело наших бабушек и прабабушек, наполняешься гордостью и вдохновением, дающим силы для новых работ и открытий» — говорит Изаят Меджидова.
Выставка продлится до 19 июня.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (г.Москва, ул.Делегатская, д.3)