В Дагестанской государственной медицинской академии 20 мая прошло заседание Координационного Совета научно-образовательного медицинского кластера Северо-Кавказского федерального округа «Северо-Кавказский». Участие в нем приняли представители 7 вузов СКФО во главе с председателем Координационного Совета – ректором Ставропольского государственного медицинского университета Владимиром Кошелем. Гостем мероприятия стал министр здравоохранения Дагестана Танка Ибрагимов.
Нужно отметить, что сегодня – второй день заседания координационного совета. Накануне была проведена международная учебно-методическая конференция, на которой с докладами выступили представители Дагестанской медакадемии.
Открывая заседание, ректор ДГМА Сулейман Маммаев отметил, что то, что заседание проходит в стенах академии очень значимо. «Впервые в истории нашего вуза нас посетили представители 7 вузов, в которых ведется подготовка специалистов для практического здравоохранения, и проводят здесь подобное координационное заседание. Цель всех участников кластера одна – повысить качеств подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием», — подчеркнул Маммаев.
Дальнейшее заседание кластера вел председатель Координационного совета Владимир Кошель. Владимир Иванович, приветствуя участников заседания, напомнил, что кластер был организован в соответствии с приказом министерства здравоохранения РФ в декабре 2015 года. Первоначально в него вошли три вуза – Ставропольский государственный медуниверситет (в качестве координатора), Дагестанская и Северо-Осетинская медакадемии. Впоследствии к нему присоединились другие вузы СКФО, которые не относятся к системе Минздрава РФ из Чечни, Ингушетии, Пятигорска и Карачаево-Черкессии, готовящие кадры для практического здравоохранения.
Далее В.И.Кошель озвучил доклад «О программе развития научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» на плановый период 2016-2018 годов». Он, в частности, сообщил, что программа согласована с министерством здравоохранения Российской Федерации.
В своем выступлении министр здравоохранения Дагестана Танка Ибрагимов отметил, что считает создание данного кластера очень нужным и своевременным. «Мы будем поддерживать его работу, и все зависящее от нашего ведомства мы будем делать. Хочу озвучить несколько предложений. Я считаю, что нужно привлечь в эту работу средние медицинские образовательные учреждения округа, потому что уровень подготовки специалистов в рамках округа очень отличается. Кроме того, можно привлечь и аккредитованные негосударственные вузы, выпускники которых впоследствии также работают в практическом здравоохранении, поскольку одна из целей кластера – повышение уровня подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием», — отметил министр.
О создании Координационного учебно-методического совета кластера рассказал ректор ДГМА Сулейман Маммаев. В начале он коротко ознакомил гостей с историей академии, рассказал о современной базе и возможностях вуза, отметив, что за 84 года работы Дагестанская государственная медицинская академия превратилась в настоящую школу врачебного искусства. Ею выпущено около 30000 врачей, которые трудятся во всех уголках нашей страны, занимают государственные посты. Имена многих из них известны далеко за пределами республики.
«Координационный учебно-методический совет НОМК «Северо-Кавказский» является коллегиальным органом, координирующим учебную и методическую работу по совершенствованию учебного процесса и повышению качества подготовки специалистов в вузах-участниках кластера. Его основными целями и задачами являются: выработка единой методологии реализации основных образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в соответствии с задачами, стоящими перед Министерством здравоохранения Российской Федерации по развитию качественной и доступной медицинской помощи в стране; способствование развитию горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся с предоставлением им возможности перехода с одного образовательного уровня на другой, или с изменением образовательной траектории в пределах одного уровня образования и т.д.», — сообщил ректор ДГМА.
Были выбраны председатель (им стал Сулейман Маммаев) и секретарь Совета (на этот пост члены Координационного совета утвердили проректора по науке ДГМА Руми Атаханова).
Заместитель председателя Координационного совета кластера СКФО, проректор по учебной деятельности СтГМУ Анна Ходжаян в своем докладе рассказала об академической мобильности преподавателей и студентов кластера, обмене базами практик, семестровых обменах и многом другом. Она отметила, что академическая мобильность студентов и преподавателей – это один из важных показателей эффективности вузов. «Сегодня в рамках кластера формируется единое образовательное пространство, которое заключается, прежде всего, в гармонизации образовательных подходов, учебных планов, рабочих программ. Таким образом, у студентов появляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, а для преподавателей открывается перспектива плодотворного научного и учебного сотрудничества», — отметила Анна Борисовна.
Она подробно остановилась на том, что делается в Ставропольском медуниверситете для организации практической подготовки студентов. «Заключено 218 договоров с крупными медицинскими организациями Ставрополя, Ставропольского края и СКФО. В частности, в Республике Дагестан заключено 38 договоров, из них 27 в двух республиканских клиниках и центральных районных больницах для проведения всех видов медицинской практики, в т.ч. стоматологов, 9 – в участковых медицинских организациях. Кафедрами СтГМУ разработаны программы практики, фонды оценочных средств и дневники отчетности, в которых в соответствии с требованиями ФГОС ВО указаны компетенции, навыки, которыми должны овладеть обучающиеся при прохождении практики», — отметила А.Ходжаян.
Она также озвучила предложения по программам академической мобильности. В частности, было предложено выстраивать систему виртуальной внутрикластерной академической мобильности; создать единую методологическую базу для проведения производственной практики; разработать учебно-методическое пособие для руководителей практики лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов «Формирование модулей обучения на основе сквозных программ производственной практики»; разработать систему направления студентов в деканаты практической подготовки студентов соответствующих вузов. Также предложено организовать в вузах-участниках кластера практику обучающихся на старших курсах по индивидуальным образовательным траекториям: онкологии, лучевой диагностики, курортологии, неонаталогии, реанимации, специализированных видов медицинской помощи, проведению диагностических процедур и др.
Ректор Северо-Осетинской государственной медицинской академии Олег Ремизов, начиная свой доклад «О создании единой информационной базы данных ресурсного обеспечения образовательного процесса кластера», отметил, что без такой коалиции, которую предусматривает кластер, невозможно выйти на единое образовательное и информационное пространство и сохранить аутентичность и вузы.
«Создание единой информационной базы данных ресурсного обеспечения образовательного процесса кластера – чрезвычайно важная задача. Что касается предложений, то мы считаем необходимым шире использовать межкластерные облачные технологии в едином информационном пространстве. Целесообразно было бы создать объединенный сайт кластера с гиперссылками на его участников, ввести общий унифицированный электронный документооборот, содержащий локальные акты всех членов кластера, а также их общие документы, создать базу данных и обмен информацией о внедрении эффективного контракта и единый электронный календарь мероприятий участников кластера», — предложил Ремизов.
Он также озвучил предложения по образовательной деятельности, в сфере дополнительного профессионального образования, научно-исследовательской и других областях деятельности образовательных учреждений.
Всеволод Аджиенко, директор Пятигорского медико-фармацевтического института, выступил с докладом «Развитие сетевых технологий и возможностей эффективного взаимодействия между образовательными организациями, входящими в кластер, в котором он обозначил основные направления реализации сетевого взаимодействия в области научно-исследовательской деятельности участников кластера. «Сетевое взаимодействие касается не только образовательной деятельности, но и научной, инновационной. Должна быть единая информационная база, учитывающая все наши возможности», — считает он.
По мнению докладчика, осуществление сетевого взаимодействия в образовательной и научно-инновационной области исследований позволит объединить усилия научных и образовательных коллективов высших учебных заведений СКФО; создаст предпосылки для более разностороннего изучения междисциплинарных задач фундаментальной, прикладной и отраслевой науки с применением современного аналитического оборудования и направленных на укрепление качества образовательного процесса во всех ВУЗах-партнерах; получать качественно новые результаты, способствующие развитию Российской Федерации и конкретного региона.
Элина Исаева, заместитель директора по воспитательной работе медицинского института ЧГУ, выступила с докладом «Единая база нормативно-правовых локальных актов, номенклатуры дел вузов-участников кластера – путь к эффективной кооперации». По ее словам, единая база нормативно-правовых локальных актов, номенклатуры дел вузов-участников научно-образовательного медицинского кластера Северо-Кавказского федерального округа – «Северо-Кавказский» будет способствовать эффективной кооперации вузов, более продуктивной совместной деятельности, направленной на создание правовых, экономических и финансовых условий развития системы образования.
Директор медицинского института Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технической академии сообщил, что с этого года в институте будет проводиться обучение по специальности «медицинская кибернетика». Он отметил, что вуз готов готовить данных специалистов для регионов СКФО.
После заседания Координационного Совета его члены – представители вузов СКФО – посетили центр для первичной аккредитации специалистов ДГМА, осмотрели его помещения, высказали свое мнение об увиденном, и озвучили предложения по улучшению работы.