Из опыта работы Детского телефона доверия под единым Общероссийским номером 8-800-2000-122 на базе ГКУ РД «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» (г. Махачкала).
В современном мире жизнь несется в бешеном ритме, как следствие — это чревато стрессами и нервными расстройствами. У каждого человека в разные жизненные периоды возникают ситуации, с которыми он не может справиться без посторонней помощи. В наше кризисное время таких ситуаций бывает множество. Широкое распространение Интернета, мобильной связи способствует появлению новых форм жестокости, насилия как в отношении детей со стороны взрослых, так и в среде самих детей.
Детство как никогда нуждается в более надежной государственной защите, которая должна обеспечить такие условия жизни и развития, которые бы позволили всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, получения образования, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации способностей. Сегодня дети, в своем большинстве, не обладают сильной психикой и крайне эмоциональны. С одной стороны, они очень чувствительны, и это хорошо, с другой – безусловно, подобная ранимость порождает определенные проблемы.
Современная система защиты должна предупреждать социальные риски. В связи с ростом в нашей жизни различных критических ситуаций стал актуален вопрос профессиональной психологической помощи для выхода из них или их предотвращения. Самая скорая психологическая помощь в кризисных ситуациях, при стрессах, депрессиях, состояниях, когда эмоции берут верх над разумом, – это помощь психолога по телефону. По всей России созданы специальные психологические службы, «телефоны доверия», где опытный психолог поможет справиться с возникшей проблемой. Самое главное – сделать шаг навстречу помощи, которая будет оказана квалифицированным психологом единого Всероссийского детского телефона доверия — 8-800-2000-122, принципы работы которого — анонимность, конфиденциальность, доступность, гуманность. Все, кому нужна помощь и поддержка (дети, подростки и их родители), могут звонить и беседовать с опытным психологом в круглосуточном режиме по всей России.
Детский телефон доверия особенно нужен подросткам, так как они зачастую совершают опрометчивые поступки и им необходима поддержка — именно взрослого человека. А в этом возрасте подростки неохотно идут на контакт с родственниками, они скорее обратятся и послушают незнакомого человека. Хорошо, если этот взрослый будет профессионалом. Немаловажно, что психологи-консультанты Детского телефона доверия, благодаря поступающим обращениям и диалогам, способны на ранних стадиях выявлять случаи семейного неблагополучия, риски жестокого обращения с детьми, нарушения их прав и оказывать влияние на исправление ситуации. Помощь психолога-консультанта Детского телефона доверия заключается не только в психологической поддержке позвонившего. В диалоге могут быть найдены способы мобилизации внутренних ресурсов человека: интеллектуальных, личностных, духовных, физических, творческих — для выхода из кризисного состояния. Это расширяет диапазон социальных и личностных форм поведения, набор навыков самостоятельного решения возникающих проблем и укрепления уверенности в себе.
Основная тематика обращений на Единый всероссийский бесплатный детский телефон доверия на базе ГКУ РД «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» (г. Махачкала) за последний квартал 2016 г. — вопросы взаимоотношений со сверстниками. Для подростков эта проблема очень актуальна, поскольку в этот период развития и формирования для ребят очень важны взаимоотношения со сверстниками: учитывая, что коммуникативные навыки слабо развиты, часто возникает непонимание. Во взаимоотношениях между сверстниками очень часто присутствуют агрессивные реакции как у мальчиков, так и у девочек.
На втором месте – проблема взаимоотношений родителей и детей. Порой не совсем обоснованные и непоследовательные требования родителей приводят к тому, что у несовершеннолетних усиливаются амбивалентные, т.е. противоречивые, состояния. Вследствие эмоциональной перегруженности происходят частые эмоциональные срывы, конфликты и непонимание родителей.
Далее следуют звонки по проблемам внутриличностного конфликта и личностного роста. Для большинства молодых людей вопрос выбора очень сложен, так как многие общественные и семейные ценности утеряны и потеряны ориентиры. Большое количество звонков говорит о том, что ребята хотят найти ответ на волнующие их вопросы, желают познать себя, свой внутренний мир, найти собственную дорогу в жизни.
Также лидируют по количеству обращений такие категории, как: учебные проблемы, социальная адаптация, проблемы взаимоотношений полов, семейные проблемы, примитивно-развлекательные и др.
Единый всероссийский детский телефон доверия оказывает психологическую помощь детям и родителям с целью укрепления семьи, профилактики неблагополучных, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защиты законных прав детей. Кроме того, способствует получению психологической помощи взрослым и детям, проживающим в сельской местности, где в силу объективных и субъективных обстоятельств затруднено обращение в стационарные службы. Психологи-консультанты Детского телефона доверия оказывают эмоциональную поддержку и помощь родителям в воспитании детей, помогают в оказании грамотной своевременной психологической помощи детям, пережившим травмирующее событие.
Если вы оказались в сложной жизненной ситуации и нуждаетесь в поддержке, обращайтесь в ГКУ РД «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» (г. Махачкала) по тел.: 8-800-2000-122 и 62-83-68. Квалифицированные психологи центра окажут вам необходимую помощь.
Ума Шахшанатова | г. Махачкала