Здравствуйте.
В этом году исполняется 245 лет духовному наставнику, имаму, политику и кадию Дагестана, Чечни и Ширвана Мухаммаду-афанди Ярагскому.
Когда оцениваешь роль и образы исторических личностей Дагестана, пытаешься вычленить в их характере те качества, которые вывели их на передовые позиции, сделали из них мощные, харизматичные фигуры, вершащие историю, — Ярагского по праву относишь к венцу таких фигур по ряду качеств.
Родившись в семье исламского ученого и продолжив углубляться в науки (причем не только религиозные), Мухаммад, сын Исмаила, начал реформу отцовского медресе. Он ввел туда и светские дисциплины, понимая, что для становления совершенной и современной личности необходимы самые широкие знания.
Сегодня очень часто некоторые религиозные деятели «выпадают в осадок», теряют связь с реальностью, уходя или в агрессию, или замыкаясь на зикре, не видя ничего. Ярагский делал много зикра и молился, но он живо наблюдал за геополитическими процессами, происходящими в Дагестане, и прежде всего в Кюринском крае. У него вызывала глубокое неприятие политика царизма. Жесточайшее насилие и давление на народ повергло его вначале в депрессию. Он глубоко переживал тяготы, которые испытывали мусульмане Родины. И он выступил против рабства, навязанного лезгинам и всем дагестанским народам царской монархией. «Мусульманин не может быть ничьим рабом», — таков был его манифест.
Другое качество, возвысившее его перед Господом, дагестанцами и прежде всего своими односельчанами — это то, что шейх отказался от взимания налога на состоятельных — заката в свою пользу. Имам вышел к народу и попросил прощения, а также разрешил поделить свое имущество между джамаатом Ярага. Этот глубоко порядочный и мужественный поступок был точкой отсчета его духовного совершенства и авторитета.
Я вижу образ политика Ярагского и перевожу взор на повадки некоторых современных дагестанских политиков, этих рабов власти и динара. И мне становится не по себе. Но я горд тем, что Яраг–аул рядом с аулом моих дедов – Кансав. Кансавцы были помощниками, мюридами и учениками великого мюршида. В фаворе бараката ярагского шейха находится и Согратль, который принял его гостеприимно, а теперь охраняет его покой. Хочу выразить согратлинцам еще раз баркала за этот мужественный поступок – принять шейха, преследуемого тиранией, борьбе с которой он посвятил вторую часть своей славной жизни.
Оставайтесь людьми!