Надзор за исполнением трудового законодательства является одним из приоритетных направлений в работе органов Прокуратуры республики. Особое внимание уделяется вопросам полноты и своевременности оплаты труда.
Проблемы обеспечения занятости и трудоустройства граждан, а также задержки выплаты заработной платы особенно остро заявляют о себе во время ухудшения экономической ситуации в стране.
На этом фоне в значительной мере возрастает роль превентивного прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда, обеспечивающего своевременное выявление нарушений.
Практика прокурорского надзора показывает, что нарушения трудовых прав граждан, связанные с невыплатой заработной платы, составляют больше половины от выявленных прокурорами нарушений трудового законодательства.
Нарушения конституционного права граждан на оплату труда условно можно разделить на несколько групп: нарушения формы оплаты труда; нарушения сроков оплаты труда; нарушения, связанные с установлением размера оплаты труда.
Прокуратурой Республики Дагестан систематически осуществляется мониторинг ситуации в сфере трудовых правоотношений, взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы судебных приставов, исполнительными органами государственной власти, правоохранительными органами, налоговыми органами, внебюджетными фондами, профсоюзными организациями и трудовыми коллективами.
В целях получения объективных данных, характеризирующих состояние законности в сфере оплаты труда в организациях всех форм собственности, Прокуратурой республики организована система мониторинга, задачей которого является выявление организаций, скрывающих от органа статистики сведения о наличии долга по заработной плате перед работниками, а также не являющихся субъектами статистического наблюдения, но имеющих задолженность.
Городским и районным прокурорам регулярно направляются информационные письма, образцы актов реагирования, списки должников-организаций по налогам и страховым взносам, перечень организаций банкротов, а также информация профсоюзных, общественных и иных организаций.
Особое внимание уделяется работе по выявлению скрытой от официального статистического учёта просроченной задолженности по заработной плате, так как, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 420 «О Федеральной службе государственной статистики», Росстат обобщает только те сведения о задолженности по заработной плате, которые поступают от законопослушных работодателей, имеющаяся официальная статистика не отражает реальную картину состояния задолженности по заработной плате.
Практика надзорных мероприятий и применения по их результатам мер прокурорского реагирования свидетельствует о том, что наиболее результативно в свете реального погашения задолженности обращение прокуроров с заявлениями в интересах работников в суд.
Например, в январе текущего года прокуратура Советского района г. Махачкалы направила мировому судье судебного участка №16 Советского района города 533 заявления о выдаче судебных приказов на выплату начисленной, но не выплаченной работникам ООО УК «Эко — М» заработной платы на сумму 7782000 руб., которые судом удовлетворены.
Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.
При этом следует иметь в виду, что для обращения прокурора в суд является обязательным наличие заявления граждан в прокуратуру о невыплате причитающейся им заработной платы.
Образованию задолженности по заработной плате наряду с другими причинами способствует бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер к погашению дебиторской задолженности. Значительную часть в общей сумме просроченной задолженности по заработной плате составляют долги предприятий, находящихся в различных стадиях банкротства.
Прокурорами принимаются меры реагирования, направленные на устранение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по выявленным фактам невыплаты заработной платы более 2 месяцев.
Работодателям следует иметь в виду, что законом предусмотрена административная и уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы.
Так, ст. 5.27 КРФоАП предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства в виде штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Наказание должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотрено в виде дисквалификации на срок от 1 до 3 лет.
В случае частичной невыплаты свыше 3 месяцев, полной невыплаты свыше 2 месяцев заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ.
Вопросы надзора за соблюдением работодателями трудовых прав работников и погашения имеющейся задолженности по заработной плате находятся на постоянном контроле Прокуратуры республики.
Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей
Так, государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется органами ФНС России, регулируются данные правоотношения Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон).
Административный регламент предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Минфина России от 22.06.2012 №87н.
Для государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в налоговый орган физическим лицом подается заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Способы подачи документов:
— заявителем в налоговый орган либо в МФЦ с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;
— заявителем в форме электронных документов, подписанных заявителем электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг;
— почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения (подпись заявителя должна быть засвидетельствована нотариально);
— представителем заявителя в налоговый орган либо в МФЦ (представитель действует на основании нотариально удостоверенной доверенности и к представляемым документам прилагает такую доверенность или ее копию, верность которой должна быть засвидетельствована нотариально);
— нотариусом (по просьбе заявителя) представление в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса.
Срок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет не более 3 рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган.
Налоговым органом в случае регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдаются следующие документы:
— свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
— лист записи в ЕГРИП.
Решение об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным Законом, принимается в течение 3 рабочих дней.
Порядок и перечень документов для открытия расчетного счета установлен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 №153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Регистрация в Пенсионном фонде России в качестве страхователей производится без личного обращения самими территориальными органами Пенсионного фонда России в течение 3 рабочих дней со дня представления им информации от налогового органа.
Аналогично по такому же порядку и срокам производится регистрация в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования в качестве страхователей.
При нарушении требований законодательства заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права, вышестоящему должностному лицу, в прокуратуре либо в суде.
Следует отметить, что статьей 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Кроме того, статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации.