Хизри Хумаев – житель селения Шитлиб Гунибского района, очень активный энтузиаст-общественник, истинный патриот этого небольшого, даже по меркам горной местности, населенного пункта. Но будучи в дни Байрама в своем селении, я узнал и об одном поразительном факте — Хизри по собственной инициативе открыл здесь музей (!?). И вот, имея в виду это, мы держим путь туда, преодолев 10-километровую дорогу (её первая половина вполне добротна для этих условий, а вот вторая, которая идет в гору, не для всех и не для любого вида транспорта), мы прибыли в расположенный на высоте 1800 метров над уровнем моря Шитлиб.
Обзорная панорама природы здесь, конечно, без всякого преувеличения, восхитительна, что, к сожалению, не скажешь о самом селении, где считанное количество жителей, да и пригодных для проживания домостроений не очень много, больше заброшенных жилищ, развалин. К знаковым местам можно отнести пруд в центре села и установленный тут же рядом памятник участникам Великой Отечественной войны. И, конечно, тот самый музей, который располагается в скромном помещении бывшего магазина, куда нас и повел Хизри.
Для этого селения на вершине горы в этих условиях он вполне приличен. В нем собран довольно разнообразный спектр утвари, инструментария и предметов рабочей, бытовой жизни шитлибцев. Здесь и состоялась наша небольшая беседа с «виновником» всего этого.
— Хизри, мы встречаемся здесь в дни Байрама, а как он прошел в Шитлибе?
— Можно сказать, нормально, даже отлично. Много было приезжих – односельчан, которые проживают вне села. В общем, как и полагается, Байрам прошел как Байрам.
— На сегодня сколько постоянных жителей в селении?
— В эти дни людей здесь, конечно, в разы больше, много приезжих, гостей. А так, постоянно живущих здесь 10 душ разного возраста, это 3 самостоятельных хозяйства.
— А каким было селение, скажем, во времена твоей молодости, что здесь функционировало?
— Как я помню, здесь было 70 — 80 хозяйств. Работала начальная школа (около 30 учеников), клуб (сам Хизри долгое время был его директором. – А.А.), медпункт, колхозная контора и склад, детсад, магазин. Из всего этого сегодня остался один медпункт, где трудится одна медсестра.
— В течение считанных десятилетий из достаточно жизнеспособного твое родное селение превратилось в практически заброшенное с 10 постоянно проживающими жителями. Как тебе такая картина, когда на глазах тает родное…
— Сказать, что селение совсем уж заброшено, нельзя: некоторые жители приезжают, восстанавливают здесь свои дома. У других, видимо, пока нет таких возможностей… Но то, что сегодня оно в таком состоянии, конечно, за это очень болит душа. Выйдешь зимой на улицу, идешь по улицам и некому дать «салам», некому его принять, никого нет, все разъехались, тишина… Жалко и обидно.
— У самого никогда не возникало желания оставить всё и с супругой переехать на низменность?
— Нет-нет, никогда. Ни город, ни низменность никогда не привлекали меня. До последнего буду здесь, если даже останусь единственным жителем.
— Какое хозяйство вы здесь держите?
— Я работаю сторожем в школе сел. Шамгода (селение в нескольких км от Шитлиба, в муниципальное образование которого оно и входит. – А. А.). Жена Айшат — инвалид II группы. Мы держим скот – 2 коров, 2 бычков, 2 телят. У нас небольшой (1 сотка) огород, где сажаем картошку, чеснок, морковь, горох.
— Зарплата сторожа школы и пенсия супруги – секрет?
— Нет, какой может быть секрет. Работая через неделю, я получаю на руки 6 тыс. рублей, супруга получает около 8 тыс. рублей.
— Свое хозяйство, зарплата и пенсия. Если честно, на жизнь хватает?
— У нас жалоб нет, пока не на что жаловаться. Я здоров, работаю, живу – на что и зачем мне жаловаться?
— И вот другая, неожиданная и интересная тема — в совершенно крохотном, мелеющем с каждым днем селении ты взялся за создание музея. С чего это, зачем?
— Я занимаюсь этим делом около 15 лет. Никто, естественно, меня об этом не просил, и приказа-указания такого тоже не было. Меня всегда интересовала история (старина), хотелось сохранить для дня нынешнего и будущего времени предметы быта, работы и жизни села, односельчан прошлых поколений, чтобы сегодняшнее поколение могло ознакомиться с ними и передать последующим поколениям. Вот так всё и пошло.
— Откуда ты собрал и собираешь все эти экспонаты?
— Сам трудился, искал и находил, просил у односельчан. Где мог, там и доставал.
— За эту работу ты же не получаешь ничего?
— Как не получаю? Получаю удовольствие, мне это интересно. Рубля мне эта работа не приносит, да и не ради него всё это я делаю…
Абаш Абашилов