«…Первое ощущение – напор, давление воздушной массы, как бы бьющей в лицо, и свежий воздух, наполняющий легкие. В ушах, если прыгнул без головного убора, стоит пронзительный свист ветра, но мы обычно надеваем шлемы (как у танкистов) и звуки воспринимаем приглушенно.
В ясную погоду, если человек не зажмурил глаза, он видит, что «висит» над огромным пространством Дагестана. Видит береговую линию Каспия, уходящую на север и юго-восток. Видит Каспийск и аэропорт далеко на юге. Видит горы, простирающиеся на запад…
Очень красиво. Наш город расположен на узкой прибрежной полосе между Каспийским морем на востоке и Кавказскими горами на западе».
В гостях у «МД» побывал председатель Дагестанского совета ветеранов Магарам Алиджанов. Также многие дагестанцы знают его как тренера-преподавателя (инструктора) парашютно-десантной подготовки в ДЮСШ по авиационным видам спорта «Полет».
– Магарам Рамалданович, за вашей организацией давно закрепилось краткое «Дагсовет ветеранов». Но ведь официальное название звучит иначе?
– Да, полный вариант – Дагестанское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.
– Вот давайте поподробнее представим читателям его нового председателя.
– Родился я в селении Усухчай. Там же в 1964 году окончил местную школу. В 1968 году окончил Рязанское высшее военное воздушно-десантное командное училище. Также учился (заочно) в ДГУ, получив специальность преподавателя истории и обществоведения. И еще окончил в 1980 году высшие офицерские курсы «Выстрел» в г. Солнечногорске Московской области, а в 1985-м – Военно-политическую академию в Москве.
Что касается службы, то назову первую и последнюю должности: заместитель командира парашютно-десантной роты по политической части (1968 г.) и начальник политического отдела соединения (1988 г.).
После увольнения с военной службы 10 лет проработал в средней общеобразовательной школе №52. А потом еще 11 лет, с 2003 по 2013 годы, старшим преподавателем кафедры «Основы безопасности жизнедеятельности» в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров.
С 2014 года – тренер-преподаватель (инструктор) парашютно-десантной подготовки в ДЮСШ по авиационным видам спорта «Полет».
В апреле 2016 года был избран председателем Дагестанского совета ветеранов.
– Каковы основные функции Совета?
– Социальная защита ветеранов, оказание им посильной помощи со стороны соответствующих республиканских учреждений и самих ветеранских организаций. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Но мы не варимся в собственном соку. Немало времени занимает общение с молодежью, многие ветераны закреплены за школами, другими учебными заведениями. Кроме основных функций, у нас еще десятки других задач, касающихся ветеранов.
– Хотел бы уточнить. Когда говорят о ветеранах войны, речь идет о…
– Об участниках Великой Отечественной войны, об участниках боевых действий в Афганистане (1980–1989 гг.), событий в Венгрии (1956 г.), в соседней республике. А вот участники событий в Чехословакии в 1968 году не входят в их число.
Также в зоне нашего внимания находятся ветераны Великой Отечественной войны. В отличие от участников ВОВ, это те, кто не сражался с оружием в руках, но, допустим, трудился в тылу, работал на заводе, в колхозах, рыл траншеи и окопы на окраине города и т.д. Так сказать, вносил свой вклад в борьбу с нацистской Германией, но, повторюсь, не в ходе боевых действий. Таковых 24 тысячи человек.
– А участников Великой Отечественной войны сколько?
– К большому сожалению, их с каждым годом становится меньше. На момент нашей беседы – 296 человек. Большинство из них – так называемые «лежачие», они уже не выходят из своих домов и квартир… В 11 районах республики уже нет ни одного участника ВОВ.
– Но и там есть советы ветеранов?
– Да, советы действуют во всех 42 районах Дагестана, в трех районах столицы республики и 10 городах.
Всего же, если брать все категории, под нашим вниманием находятся 154 тысяч человек. Это включая ветеранов труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.
– А какова структура республиканского совета?
– Совет возглавляет председатель, которому помогают двое заместителей и секретарь. Это, так сказать, регулярный режим работы. Четырежды в год собирается президиум Совета в составе 23 человек. Ежегодно проходит заседание Совета (93 участника). И раз в 5 лет проводится республиканская конференция.
–Дагсовет ветеранов вы возглавили совсем недавно. А вот в прыжках с парашютом была долгая пауза?..
– Да, длиной в 37 лет. И вот в День воздушного флота я совершил свой 158-й прыжок.
– Думаю, подавляющее большинство читателей «МД» с парашютом не прыгали ни разу в жизни. Давайте опишем это ощущение.
– Давайте. Как правило, даже у опытных парашютистов определенное чувство страха имеется. Стоя в проеме открытой двери самолета, перед тем, как шагнуть туда, человек может размышлять: «Раскроется парашют? Не раскроется?» Но человек может и преодолевать свой страх. И он делает этот шаг – вперед и вниз – осознанно.
Первое ощущение – напор, давление воздушной массы, как бы бьющей в лицо, и свежий воздух, наполняющий легкие. В ушах, если прыгнул без головного убора, стоит пронзительный свист ветра, но мы обычно надеваем шлемы (как у танкистов) и звуки воспринимаем приглушенно.
В ясную погоду, если человек не зажмурил глаза, он видит, что «висит» над огромным пространством Дагестана. Видит береговую линию Каспия, уходящую на север и юго-восток. Видит Каспийск и аэропорт далеко на юге. Видит горы, простирающиеся на запад…
– Красиво?
– Очень красиво. Наш город расположен на узкой прибрежной полосе между Каспийским морем на востоке и Кавказскими горами на западе.
– А человек в этом свободном падении не испытывает желания побыстрее дернуть кольцо основного парашюта?
– Новички – обычно да, испытывают. А опытные могут получать удовольствие от самого этого процесса свободного падения: огромная скорость, небо, далеко внизу – земля, в стороне – линия горизонта.
– Допустим, молодой человек заинтересовался этой идеей и хочет прыгнуть с парашютом…
– Пожалуйста, с нашей стороны никаких преград. Мы принимаем новичков в возрасте от 14 до 17 лет, обучение в нашей школе бесплатное. Здоров ли он? Необходимо медицинское обследование. Мы заботимся о здоровье наших ребят. Парашютный спорт требует определенных физических нагрузок, и обучение начинается только при наличии справки о состоянии здоровья. Желающие до 17 лет к прыжкам допускаются только с письменного разрешения родителей.
Есть и платный режим, один прыжок стоит 3 тыс. рублей.
Обучение включает в себя тщательную подготовку к прыжку. В том числе это укладывание парашюта под наблюдением и руководством опытного инструктора. Человек подробно узнаёт, как именно раскрывается парашют, – обычно это помогает уменьшить первый страх.
Учат, как приземляться: не просто разъясняют на словах, а тренируют на практических занятиях. Парашютист должен привыкнуть держать ноги вместе и на одном уровне. Чтобы натренировать это, на учебных занятиях человек спрыгивает с небольшой высоты, удерживая сжатыми ногами какой-либо предмет типа палки.
Добавлю, что у новичков при первых прыжках парашют раскрывается в так называемом принудительном режиме.
– То есть?
– Им не нужно самим дергать кольцо. Это дополнительная предосторожность: вдруг человек, впервые в жизни шагнув в воздушную пустоту, ощутит ужас и, впав в обморок, камнем упадет на землю, так и не раскрыв парашют… Принудительное раскрытие означает следующее: как только парашютист отделился от самолета, карабин, зацепленный за трос, снимает камеру со стабилизирующего парашюта, а он затем снимает камеру с основного парашюта.
– А какая скорость приземления считается безопасной?
– Обычно приземление происходит на скорости 5 метров в секунду. По ощущениям это похоже на то, что человек взобрался на стол высотой в полтора метра и спрыгнул с него на пол. Кстати, повредить ногу можно и при таком прыжке. И снова я напоминаю о правиле: держать ноги вместе и на одном уровне.
В процессе мы учитываем и силу ветра. При его скорости свыше 4 м/с прыжки новичков не осуществляются. Опытные же парашютисты прыгают и при ветре вдвое сильнее.
– Интересно, как вообще зародился парашютизм? Попробую предположить, что это было связано с военными задачами. Ведь это так удобно: забросить в глубокий тыл к противнику разведчика. Или целое воинское соединение, которое будет там выполнять те или иные задачи…
– История парашютизма начинается с XV–XVI веков. Известный итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи в одной из своих рукописей дал описание приспособления, при помощи которого человек мог бы спускаться на землю с большой высоты. Когда появились самолеты, вплотную задумались о спасательном приспособлении.
В основном парашютами начали заниматься в Англии, Франции, Америке, Германии. В Российской империи за усовершенствование спасательного парашюта для летчиков взялся актер по профессии, изобретатель-самоучка Глеб Котельников. Находясь под впечатлением от гибели летчика Льва Мациевича, он в 1911 году изобрел ранец для парашюта свободного действия.
Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.
Кстати, военное руководство тогдашней России было не в восторге от новинки. Главнокомандующий Российскими воздушными силами великий князь Александр наложил на ходатайство следующую резолюцию: «Парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!»
Днем рождения парашютного спорта России считается 26 июля 1930 года, когда группа военных парашютистов под руководством Л. Г. Минова впервые совершила прыжки с многоместного самолета. А днем рождения воздушно-десантных войск – 2 августа того же года: тогда на учениях Московского военного округа под Воронежем был выброшен в «тыл противника» десант из 12 человек с вооружением.
А впоследствии – да, парашюты использовались и для десантирования. Уже в ходе Второй мировой войны их применяли и в немецком вермахте, и в Красной армии. 10 мая 1940 года была осуществлена первая в мире операция ВДВ, в результате которой немцами был захвачен бельгийский форт Эбен-Эмаэль. В годы Великой Отечественной войны в нескольких операциях были использованы ВДВ Красной армии.
В современной Российской Федерации воздушно-десантные войска (ВДВ) выделены в самостоятельный род войск Вооружённых сил.
Альберт Мехтиханов