(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)
Пожалуй, родительское собрание – это то мероприятие, после которого понимаешь, какую страну мы все потеряли. Хотя что я говорю, мы ее не теряли – на референдуме большинство населения высказались за сохранение СССР, а значит, и системы, когда государство – решало. Говорило и выполняло! Среднее образование было той системой, где сказанное выполнялось неукоснительно. Государство смогло обеспечить детей едиными учебниками, выдаваемыми в школьных библиотеках.
Слава Богу, мое детство пришлось на 70–80 годы, когда мы жили при социалистической системе в ее позднем, уже установившемся формате. Поэтому не надо мне напоминать про репрессии, раскулачивание и жесткую систему наказаний, зажим религии и прочий негатив Советского Союза.
Я сейчас о фундаменте государства, каковым является образование, и достижение социалистической системы – общее бесплатное среднее образование, где бесплатным было все – от учебников до уборки классов, за которую не нужно было платить. За что боролись, на то и напоролись. Но те трое ребят, погибшие в августе 1991 года, которые защищали демократические свободы, видимо, не такое образование и детство желали своим детям. Все, кто не может заниматься бизнесом, но хотели бы обеспечить своим детям достойное образование и достойное детство,– не могут этого сделать. В полной мере.
На родительском собрании заявили, что учебников нет. И мы, как и тысячи родителей Махачкалы (и Дагестана),были вынуждены совершать «набеги» в район 2-го рынка, где образовался стихийный рынок – «биржа подержанных учебников». На стихийном рынке мы увидели молодых биржевиков – лет 8–10. Сидя на корточках, они торговали своими учебниками предыдущего класса. Чтобы на вырученные деньги приобрести себе (если не получится новые) хотя бы б/у учебники. Зрелище было, конечно, удручающее. В голове проносились разные мысли; грудь сдавливали чувства обиды, негодования и злости на ту систему, которая может назначать миллионные премии банкирам и прочим государственным олигархам, но не может раз и навсегда решить проблему единых и бесплатных школьных учебников. Костин, Сечин и Миллер, простое вознаграждение которых (так называемая компенсация) достигает 50 млн долларов в год, на картину со средним образованием смотрят, скорее всего, через свои розовые офшорные очки. Тогда как следует понять, что сила и мощь государства начинается не с тысячи менеджеров, родители которых имеют возможность отправить их учиться и за рубеж,а с миллионов детишек, которые вынуждены продавать свои учебники.
Толпы людей, которые охотились за истрепанными, и не очень, учебниками, были жертвами системы. И системы образования, и системы государственной. Да, за время лихолетья мы растеряли и промышленность, и образование, и оборонную мощь. Потом пришел Путин и оборонную мощь все же восстановил; с импортозамещением и промышленностью дела не так хороши; а вот образование откатилось назад. Хотя в одной из своих программных статей В.В.Путин писал: «Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей». Казалось бы, понимание есть – продвижение к этой цели вялое. Да и то, как мы плетемся в хвосте западных и уже восточных стран (Китай, Иран) по системе образования и унижаемся, и унижаем наших детей, – говорит о многом. А именно о том, что в системе нужны самые радикальные и революционные реформы. А без взлома (уж простите меня за это слово) олигархической и коррупционной системы России – это не удастся! Совершит этот перелом только новая власть. Возможно, Путин поможет этой новой власти, но, на мой взгляд, это должны быть другие люди. Высший генералитет Национальной гвардии, патриоты из ФСБ, МВД и СКР, элитные подразделения МО, Герои России и СССР, ветераны боевых действий. Путин сделал свое дело: он сберег Россию. Сделал во многом вопреки, а не благодаря. Национальный лидер совершил чудо на грани мессианства. Но с образованием-то нужно что-то делать. С образованием – как с некой новой многоступенчатой миссией государства на перспективу. Самолеты и машины кто-то должен модернизировать, а патриотами должны быть не элитарные меньшинства, а массы! Массы!!! Каждый россиянин снизу доверху должен думать одинаково! Пусть это не смущает вас,уважаемые читатели. Только в единстве, в едином национал-патриотическом порыве, с помощью одних символов, скреп мы сможем и дальше отстаивать и развивать страну. А вызовы у нас ой какие серьезные! Запад (Антанта) не оставит своих усилий по развалу страны. И об этом должны помнить все – от первоклашки до студента. Система образования сейчас это обязана понять. Понять и принять! А пока педагогический класс не стал высшим, серьезным и высокооплачиваемым благородным классом. А постоянно унижается системой и гоним своим несладким положением: брать взятки, идти на подработку, в репетиторы и гувернанты, и что еще хуже – сквозь пальцы относиться к своей высшей (не побоюсь этого слова) божественной функции.
ОГЭ и ЕГЭ стали пугалами этой системы образования. Советский Союз обходился без этих пугал и при этом вводил в ступор весь цивилизованный мир показателями самой читающей, умной и изобретательной страны.
А начинать или продолжать мощь государства, естественно, нужно было с системы образования. Системе не повезло. Учителя получают мизер, а тут еще премьер-министр страны отправляет желающих достойно жить в бизнес, даже не понимая, что этот цинизм – очередная пощечина всем учителям, которых используют на выборах, или чтобы стать ударной силой административного ресурса. Это называется простым историко-политическим термином: рабство. И с рабством надо заканчивать!
Несколько лет подряд государство не может предложить школам единый учебник по истории, обществознанию, английскому, русскому языкам и др. предметам. Целые исследовательские и повышения квалификации институты заблудились «в трех соснах». Система не может разобраться, сколько платить учителю и за что. И самое главное, не может собраться с духом и повысить учителям зарплату. И конечно, сделать ее не статичной, а стимуляционно-амплитудной. Схемы могут быть самые разные. К примеру, меньше двоек в классе – больше зарплата учителей. Но и учителя за лихолетье растеряли навыки обучать, как и дети– навыки и культуру понимать и стремиться к знаниям. Развращение коснулось всех.
Рамазан Абдулатипов все верно сделал, направив учителей на экзамены. Многие из них, и это надо честно признать, не могут выполнять честно и достойно, а самое главное – профессионально – свои функции. Знаю в Дагестане школы, в которых директор на экзамене получила единицу, но ее направили опять в школу директорствовать. И никто ее не отстранил. И это республика, перед которой глава поставил серьезные задачи по обелению и очищению…
(Продолжение следует).
Ханжан Курбанов | г. Махачкала