В последнее время нет дня, который бы не был омрачен известиями о дорожно-транспортных происшествиях. Машины бьются, люди разбиваются.
Автопроизводители неизменно докладывают: машины стали быстрее и в то же время безопаснее. Статистика же неумолимо твердит: в городах средняя скорость все ниже, но аварии происходят все чаще, и жертв все больше. И тому немало причин.
Количество аварий уменьшить нелегко. И дорого. Это и обучение водителей, и улучшение дорог, и много чего иного. Большой и интересный отдельный вопрос.
А вот уменьшить количество жертв гораздо легче. Знаете как?
Нужно научиться пристегиваться.
В любом автомобиле есть ремень безопасности. Который в Дагестане каждый первый водитель считает каким-то ненужным атавизмом. И не пристегивается. Лишая автопроизводителей шанса показать все свое искусство в сфере активной безопасности. Лишая себя права на жизнь и здоровье.
Почему?! Кто научил нас тому, что это круто? Какой героизм мы находим в том, чтобы не пристегиваться?
Это не героизм – это тупизм. Героизм заключается в том, чтобы приносить максимум пользы. Хоть за кухонной плитой, хоть за парламентской трибуной. Будь это поле боя или борцовский ковер. В деле надо проявлять героизм, в семье – в ежедневном улучшении мира вокруг себя. А не в ежесекундной опасности самоуничтожения.
И мало бы только самоуничтожения. Своим примером мы вкладываем в неокрепшие молодые умы норму такого поведения. Значит, мы закладываем бомбу под следующее поколение, когда эти дети вырастут и собственным примером будут учить наших внуков. И остается только ждать, когда мягкие головы непристегнутых детей или внуков будут встречать острые углы и твердые перегородки железного каркаса машины.
Прекрасно понимаю, что увещевания не помогут. Напыщенный пафос газетной заметки не зацепит душу. По телефонам гуляют сотни роликов, в которых четко видны последствия аварий – как врезаются люди друг в друга в салоне автомобиля, как травмируются части тела об его остов. Но никто не экстраполирует это на себя, на свою семью. И почему-то не боится, что это случится с ним.
А на что надеются эти люди? Что медики их вытащат с того света и вылечат? В условиях нашей дорогущей и не всегда, к сожалению, качественной медицины? Зачем ездить на бочке пороха с зажженным фитилем?
Многажды в этой жизни сталкивался с тем, как аварии переворачивали судьбы людей, целых семейств. С самого детства сталкивался с этим. Но никак не воспринимал. Таким же был, как и все окружение. Манипулировал статистикой, когда обосновывал свою безголовую езду непристегнутым, сетовал на неудобство ремня, натирающего что-нибудь на теле…
Пока не пришлось поездить на машине за рубежом. Где как миленький пристегивался, ни на секунду не задумавшись о притворных неудобствах или формальных преимуществах езды без ремня. Еще бы. Штраф в 1000 долларов или около оного практически в каждой развитой стране приучил – надо! А потом пришло и понимание.
Надо беречь себя и родных. Надо любить себя и не геройствовать против многотонных махин, пробивая их головой насквозь. Надо довериться экспертам по безопасности, которые сотню лет каждый день думают о том, как спасти нас от смерти и увечий.
Начни хотя бы с малого.
Пристегнись, друг!
Хаджи-Мурад Абашилов |
г. Москва