Путь в Цумадинский район и обратно мы с моим кунаком, давним товарищем Магомедом Асадулаевым, провели в разговорах о судьбе гор, а значит – судьбе Дагестана. Меньше всего говорили о политике и женщинах – на излюбленные темы разговоров старых друзей. Наш диалог, иногда переходящий то в мой, то в его монолог, был о сердце Дагестана – о горах. Как обустроить Дагестан – это как обустроить горы! Мы посетили аул, казалось, затерявшийся в кавказской теснине, где-то в Цумадинском районе.
За возрождение!
Тлондода в последние два года стала одним из самых известных из заповедных мест Дагестана. Аул практически в тупиковом высокогорье Цумадинского района. Лучшее место для отреченной жизни и медитации. Чуть больше полусотни дворов, население недобирает и ста человек. Самое оживленное место Тлондоды – это школа. Именно с возрождения ее и начался проект возрождения аула, идейным вдохновителем и организатором которого является медик из Махачкалы — тот самый Магомед Асадулаев.
Перед тем как подняться в Тлондоду, мы заехали в Агвали – районный центр Цумадинского района. Отсюда до заветной точки по извилистому горному серпантину – 12 км. Встретились с начальником Управления образования района Мусой Гаруновым, который позитивно оценил проект и готов оказать всяческое содействие. Некоторое непонимание целей и задач, конечно же, было. Но всё это от лукавого. Цумадинский район, да и Тлондода некогда числились в опасной экстремистской зоне. И этот стереотип, я бы даже сказал комплекс, еще живет. Отсюда и слухи о том, что мектеб, откуда пополняются ученики школы, якобы дает не те уроки. Я побывал в мектебе, пообщался с детьми. Никакой религиозной литературы там не обнаружил, кроме Корана. Дети вполне себе городские, между собой говорят по-русски, хотя и из одного аула, лишь иногда вставляя в слова «ле…». Ребята способные, о чем говорил и москвич Алексей Савватеев, доктор физико-математических наук, который еще пару лет назад бывал здесь с уроками математики.
Да и третье место по олимпиаде по школьным предметам среди 22 школ Цумадинского района, которое заняли ребята из Тлондоды – о многом говорит. Нельзя забывать, что это крохотная школа и детей там – кот наплакал. Это еще при нехватке педагогов. Сейчас же Тлондода готова рвать и грызть гранит и дальше, и уже наращивает силы, чтобы бросить олимпийский вызов на республиканском уровне.
Имам мечети говорит на проповедях не о джихаде, а о том, что «уход в лес» — это харам, что нужно учиться и работать, чтобы Дагестан стал процветающим краем. Пример для Цумадинского района может показаться удивительным. Но чудеса для Тлондоды – дело обычное.
Тлондода – теперь не провинция газавата. Когда-то здесь останавливался и имам Шамиль: историческая сакля до сих пор стоит, правда, требует реставрации. Тлондода – теперь родина чемпионов. Тагир Хайбулаев, олимпийский чемпион Лондонских игр – 2012, тоже родом отсюда. Вот что он говорит в одном из своих интервью: «Если честно, очень сильно скучаю по родному краю, когда бываю в разъездах. Когда я еще не добивался таких результатов, часто приезжал в родное село Тлондода, поднимался на горную вершину и любовался природой. Думаю, в ближайшем будущем пригласить сюда ребят из сборной России и тренера Гамбу – отдохнуть на прекрасных дагестанских просторах, показать им, что и у нас есть свои швейцарские Альпы». По Тлондоде невозможно не скучать. Здесь прекрасные леса, но «лесных» уже нет. Проблема радикализации молодежи в районе практически снята.
И вот тлондодинцы, живущие и в Кизилюрте, и в Махачкале, и в других городах, возвращаются в родные гнезда. Вслед за детишками, которые при мектебе, несколько семей также решили обустроиться в родовой Тлондоде.
Школа и мектеб
С тех пор, как за проект возрождения школы взялся подвижник Магомед Асадулаев, сюда начали приезжать учителя. Вот когда один — в поле воин, а горячий энтузиазм оплачен вниманием столичных персон. Один из них — Денис Соколов, ученый-кавказовед, посетил этот край и написал статью о проекте Асадулаева под зазывающим названием «Кто поедет в Тлондоду?». В Тлондоду ехали и едут. На лекции и учительствовать. Одна из них, которая после прочтения статьи «загорелась» и приехала, – известная российская журналистка Надежда Кеворкова. Ведет историю. В классе над доской надпись: «История – наука, без которой не существуют другие науки». Вот как! История тянет. А Дагестан без истории невозможно представить. Она вокруг.
Принимаем ее приглашение выпить чаю с тмином. Надежда вполне комфортно чувствует себя в селе, да и смотрится — тоже. Длинное платье, платок. Уважение к местным обычаям — платформа каждого интеллигентного человека. Живет она в сакле одинокой женщины. В буржуйке — треск поленьев, тепло. На столике — чай и разные сладости и варенья. Хорошо! Перед нашим приездом в Тлондоде выпал снег, поэтому было зябко, а ночью трава индевела от морозца. Маленькая одноэтажная школа в один длинный коридор. Директор Патимат Абдулмеджидова хоть и назначена недавно, но свою маленькую школу любит. Ежедневный приезд в Тлондоду из Агвали ее не смущает: педагогический коллектив здесь небольшой и дружный. Всего педагогов 17, детей — 35, половина которых — ребята из города, живущие при мектебе.
В учительской застаем Зайнаб Магомедовну – учительницу с 56-летним стажем. Ого! 56 лет – не шутка, где еще есть педагоги, столь долго преданные школе?! Интервью. Ветеран педагогической работы не имеет каких-либо госнаград.
Еще один приезжий педагог, которого мы, к сожалению, не застали, уехал на олимпиаду в Грузию. Все зовут его Мага Француз – парень некоторое время жил там и вскоре собирается поступать на медика во Франции. В школе ведет физкультуру. Планы на Дагестан: по окончании поднимать здравоохранение горного края. Вот такой патриотизм. Благо, не квасной.
В классах школы прохладно. Кочегар топит только с 15 октября. За окном – горка угля.
Зато в мектебе над мечетью – уютно и тепло. Большой класс с интерактивной доской и картами; комнаты, где стоят добротные двухъярусные деревянные кровати. В одной из комнат живет еще один приезжий учитель – географ Мурад Алхаматов, молодой человек 27 лет. Сам он родом из с. Сулак. Ему нравится.
Магнетическая сила влечет в этот затерянный край учителей, которым приходится менять свой прежний быт и уклад.
В мектебе-интернате проживает 17 детей от 6-го до 11 класса. Ребята дружны. В свободное время играют в футбол; как тимуровцы, помогают старшим; читают книги. Здесь же – полки с томиками в основном художественной литературы и русской классики, которые свез сюда Асадулаев с дачи своего коллеги, главврача Стоматологической поликлиники Абдулы Алисултанова. За что его детишки благодарят.
Как нам обустроить горы?
Магомед по дороге в Махачкалу рассказывает о своих «наполеоновских» проектах. В эру экологических бед, синтетики и химии везде, даже в продуктах питания, реализовать проект народного горского гастронома, где на полках будут на самом деле настоящие продукты! И держать марку, отвечать за это головой! Разговор плавно перетекает в бизнес-культуру дагестанцев и размышления о том, почему мы экс-горцы такие… Покидая горы, мы меняемся. Отнюдь не в лучшую сторону. И главная метка бывшего горца — это алчность и жестокость. Мы не щадим себя в погоне за благами этого мира, забывая элементарные человеческие, ях-намусные, идеалы. Много хорошего говорит Глава РД о культуре, о возвращении былого духа, о том, чтобы, наконец, успокоиться всем и вернуться к моральным истокам. Но возникает вопрос: «Как?» Мы с Магомедом пришли к выводу: начинать нужно со школы! С возрождения школы в горах. Именно оттуда, с этих корней и начинать очищать наш разум и нашу совесть. Другого пути у Дагестана просто нет.
И в горных, и в городских школах нужно вводить курсы, которые не сегодня – завтра могли бы стать обязательными, фундаментальными предметами. К примеру, этику кавказскую. С первого по одиннадцатый класс преподавать на именах, примерах, экскурсиях, походах. И заменить предмет КТНД. Что еще? Есть концепция, которая встряхнет дагестанцев и прочистит сознание многим молодым, у которых в головах разруха и припеваючи живут «тараканы», мешающие их личностному росту и развитию. А значит — развитию республики.
Что же делать? Тщательно разработать принципы:
1. О том, как мусульманину жить в светском государстве.
2. О том, как горцу жить в городской среде.
Без этих ключевых концептуальных позиций мы никогда не воспитаем цивилизованную и, вместе с тем, духовно и многогранно развитую личность, а в итоге — и поколение здоровых, во всех отношениях, людей.
И потом, критикуя власть, нужно понимать, что мы не лучше. Вот остановились перекусить на мосту через Андийское Койсу. Наблюдаем: женщина из ведра вываливает мусор в реку. С горки стекает какой-то зловонный ручей. Зато в молельной комнате просят экономить воду для омовения, потому что она – внимание! – «привозная». Шум реки по-прежнему внизу. В реке – вода. На оживленном пятачке – куча коммерческих объектов и кафешек, но нет приличного санузла, а имеющийся туалет – это «картина маслом», а вернее — диагноз нашему обществу. Диагноз – грязный, черствый и толстокожий. Так нельзя!
Поэтому еще два ключевых момента окультуривания горцев, да и всех дагестанцев – из области экологической. Прежде чем заикаться о туризме и прочих зрелищах, хорошо бы побеспокоиться о том, куда мы будем сливать фекалии – значит нужны очистные сооружения не только в городских мегаполисах, но и в горах! И второе: нам и в горах нужны мусороперерабатывающие заводы. Нужно отделять пластик и что-то с ним делать. В Согратле, говорят, уже начали делать из него брикеты – кирпичи, и свозят в Махачкалу для дальнейшего использования. Потому что баклажки и прочий пластик станет в скором времени национальным бедствием для Дагестана. Ниже по течению Койсу мы наблюдали целое «рандеву» этого пластикового «балагьа». Любой водоем они способны загрязнить за короткое время. С нашей-то культурой…
Любой опыт наших аулов, где подвижники, наподобие Магомеду Асадулаеву, оставив заманчивую перспективу и семейные заботы, болеет делом возрождения, нужно брать на вооружение государственным чиновникам. Превращать их энтузиазм в госпрограммы! Только так, и никак не иначе, мы возродим Дагестан. Хватит слов, давайте делать!
Ханжан Курбанов | г. Махачкала