Во встрече принял участие министр по делам молодежи Республики Дагестан Арсен Гаджиев. Он рассказал о том, какие задачи ставит перед собой министерство, что удается сделать, какие мероприятия были проведены за время его работы в должности министра. Начальник Управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по информационной политике Зубайру Зубайруев представил свое видение молодежной политики Дагестана.
В Игре приняли участие журналисты Зайнаб Алимирзаева, Альберт Гасанов, Эдуард Уразаев, Шамиль Зулкарнаев, Жемилат Ибрагимова, Саид Ниналалов, Идрис Юсупов.
Молодежная политика в России и в Дагестане
Формирование жизнеспособного молодого поколения — главная стратегическая задача развития страны. Надо исходить из ответственности государства за интеграцию молодёжи и разрабатывать социальные программы, доступные для всех молодых людей. Молодежная политика — целый комплекс мер, обеспечивающих поддержку молодежи в социальной сфере, формирующих условия для становления человека и гражданина, его патриотическое воспитание, профилактику экстремизма, правонарушений и асоциальных явлений в молодежной среде, помощь в самореализации молодежи в профессиональной, научной, общественной деятельности, развитие лидерского потенциала, поддержка талантливой молодежи и др.
Молодежная политика в России так и не стала приоритетной. Готовятся декларативные законы, а их исполнение зависит от позиции органов местного самоуправления и наличия финансового обеспечения. Нет российского единого закона о молодежной политике. В ноябре 2014 года утверждены «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации» на период до 2025 года.
В Дагестане «Закон о государственной молодежной политике» принят в декабре 1996 года, и этот закон давно морально устарел. В феврале 2016 года в первом чтении был принят новый законопроект «О молодежной политике в Республике Дагестан», который будет еще дорабатываться.
Одна из функций Министерства по делам молодежи — организация участия молодых дагестанцев в мероприятиях, реализуемых федеральным ведомством – форумах «Таврида», «Машук», «Территория смыслов» и многих других. Однако, в мероприятия вовлекаются успешные учащиеся, социально активные люди, и в то же время в них мало работающей молодёжи.
Деятельность субъектов молодёжной политики носит формальный характер, качество мероприятий страдает из-за недофинансирования, низкой квалификации сотрудников, отсутствия стимулов к эффективной работе. Отсутствует единая идеология становления полноценного члена общества, ухудшается экономическая ситуация, растет безработица. Большинство молодежи считает, что государству до них нет дела, а сами они не в состоянии влиять на принятие социально-значимых решений. Возрастает количество молодых людей, ищущих справедливости в экстремистских религиозных организациях.
При наличии в Дагестане более миллиона молодых людей штат министерства, занимающегося ее вопросами, — это 22 специалиста при годовом бюджете около одного миллиона рублей и зарплатой специалистов в 6-7 тысяч. Учитывать стоит и тот факт, что молодежной политикой на местах занимается муниципалитеты, и работа муниципалитетов никак не связана с работой Минмолодежи. Для сравнения – в соседней Чеченской Республике в Министерстве молодежи работает свыше 150 человек.
Мы видим изменения в республике налицо. Например, в новом составе Народного Собрания Дагестана Тимур Гусаев, Анна Безрукова, Магомед Курбанов – молодые люди, которые будут продвигать вопросы молодежи в Парламенте Республики.
Нмолодежи работает немало структур. Это Открытое молодежное правительство Дагестана, интеллектуальный клуб № 1, клуб «Идальго», брейн-ринг, «Лира», «Арго» — немало молодежных организаций, которые аккумулируют перспективную молодежь.
Как будет меняться в Дагестане молодежная политика
Молодежная политика государства заключается в деятельности государственных органов и политических, общественных объединений, осуществляющих продуманное воздействие на социальное становление и развитие молодежи. Пока они не объединятся в решении проблем молодежной политики, сдвигов в положительную сторону ожидать не приходится.
Возможно, что молодежная политика будет развиваться инерционно. С одной стороны наработан опыт, государственно-патриотическая пропаганда имеет успех, а с другой — в предвыборной программе правящей партии отсутствует раздел по молодёжной политике. Финансирование молодёжной политики и количество новых рабочих мест расти не будут. Это усилит миграцию молодёжи из России за рубеж, а дагестанцев — в Москву, Санкт-Петербург и Сибирь.
При минимуме финансирования все, что организует минмолодежь – форумы, мероприятия, гранты – будет проводиться за счет спонсоров и друзей.
Есть и другая версия, что все меры будут неэффективны и в конце концов, власть придет к созданию единой общественной, политизированной, идеологической организации по типу ВЛКСМ в стране.
Как развивать молодежную политику в Дагестане?
Реализация молодежной политики на региональном уровне — системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте воспитания, образования, здравоохранения, досуга, занятости и т. д. Активное участие в реализации молодежной политики принимают органы государственной власти. общественные объединения и организации. В выработке молодежной политики участвуют все три стороны: власть, общество и население (отдельные личности, включая родителей, педагогов). Необходима консолидация всех трех сторон вокруг исполнительного органа, отвечающего за молодежную политику. Кроме того, есть необходимость в специально обученных кадрах, отвечающих именно за молодежную политику.
Нужен Российский закон о молодежной политике, который учитывает современные формы самореализации молодых людей. Следующий шаг — модель молодежной политики Дагестана, разработанная с учетом региональной специфики, образа жизни и поведения нашей молодежи.
Необходимо стимулировать профессиональное и социальное продвижение талантливой и трудолюбивой молодёжи, создать практику социальных лифтов. Улучшить финансовую и экономическую грамотность. Минмолодёжи РД должно организовать исследования ситуации в молодёжной среде и играть координирующую роль в деятельности субъектов молодёжной политики. В идейно-воспитательной работе ориентироваться на принципы о правовом, демократическом, светском и социально ориентированном государстве.
Деятельность Минмолодежи должна быть открытой и понятной, представители общественных организаций должны участвовать в организации конкурсов по замещению вакантных должностей, там, где принимают участие молодые люди. Необходима полная публичность и прозрачность, не оставляющая места разговорам о коррупции. Нужно реальное финансирование проектов и контроль того, как они осуществляются. Проходят форумы – «Машук», «Таврида», «Территория смыслов», какие-то гранты выигрываются, а потом информации бывает очень мало, как эти гранты были отработаны. А такая информация очень нужна – это и конкретный результат, и опыт.
Прозвучало мнение о том, что желательно создавать общественные организации, которые будут делить молодежь по возрасту с целью её социализации, формирования управленцев для кадрового резерва. Например, две возрастные группы: 14 – 21 год (завершение учебы) и 22-35 лет (работающая молодежь).
Крайне важно на стыке Минмола, Минобра и Минспорта, со школьной скамьи отслеживать и сопровождать одаренных детей одаренную молодежь.
Минмолодежи должно участвовать в долгосрочной стратегии развития республики, реализации инвестиционных проектов, точно оперируя цифрами, сколько в каком районе молодых людей, сколько трудоустроено, сколько на учебе. Не допускать перекоса экономики в сторону центральных районов, и ослабления окраин, и остановить отток молодежи из районов. Для этого необходимо рассредоточить инвестпроекты по республике и развивать инфраструктуру районов. Текстильный проект «Нергиз», который реализуется в пригороде Махачкалы, вполне мог быть реализован, если не в горных районах, то в предгорных. А вот, сколько этой молодежи готово переобучиться и работать, может знать именно Минмол.
Необходимо четкое понимание того, что имеет отношение к Минмолодежи, что к Минобразования. Кто и за что отвечает, у кого какие рычаги влияния. Работа по всем направлениям, с выделением главных – воспитание, образование, нетерпимость к проявлениям экстремизма и терроризма.
Участники игры независимо от возраста готовы поддержать Министерство по молодежной политике Дагестана в его работе. Задачи у нас общие: воспитание современного молодого человека, живущего общечеловеческими понятиями о добре и зле, уважающего себя и других людей, чужие обычаи, умеющего органично встраиваться в любую среду.
Саид Ниналалов