Сумерки. Вершину величественной горы бережно покрывает лучами предрассветное мерцание потухающей луны. Подножие холма уходит в глубинный мрак равнинного поля. Фрагмент сельского пейзажа, свою Лунную сонату, только уже в изобразительном искусстве, представляет Зулкарнай Рабаданов — яркий дагестанский живописец.
«Ночь в горах» — одна из десятков работ Зулкарная, представленная на выставке, посвященной его юбилею. За 80 лет жизни художник написал более 1000 работ. На вернисаже он представляет, конечно, далеко не все свои работы. Ведь многие из них хранятся в самых разных уголках: у дагестанцев и выходцев из республики за рубежом, в частных коллекциях, музеях. За спиной этого человека сотни выставок, тысячи живописных и акварельных произведений, а вместе с тем заслуженный почет и признание. Мало кому здесь удастся не заразиться тщеславием и гордостью, но это не свойственно Зулкарнаю – скромному горцу с огромным талантом.
Мне удалось встретиться с ним на этой выставке, «отчетной», как назвал её юбиляр.
«Пережив определенный этап своей жизни, у каждого человека возникает желание подвести итог работы, прожитых лет, интересов. Немудрено, что с этим столкнулся и я. Глядя здесь на свои работы, вспоминается, как все начиналось, как впервые познакомился с этим видом искусства в «Эрмитаже», в командировке, и был навсегда им околдован. Я увидел тогда прекрасные работы неизвестных мне художников и всерьез задумался над тем, что мне хочется творить, подобно им. Я видел и вижу в этом величайшее дело, дело моей души, моей натуры… и сколько бы мне ни было лет, я не прекращу свое занятие, буду творить, пока есть силы, пока есть здоровье».
Волнующая игра контрастов, правильные изгибы, с точностью подобранные оттенки акварели – насыщенность работ Рабаданова не оставляет равнодушным даже самого искушенного ценителя искусства. В своих картинах он выражает любовь к родине. Для человека, прожившего большую часть жизни в родном селе, расположенном в Акушинском районе, на склоне 7 холмов, у долины небольшой речки Бутринки, описать красоту дагестанских аулов, обладая талантом живописца, стало чем-то вроде долга. Отсюда сельский мотив почти в каждой картине, фрагменты личной судьбы автора, портреты и натюрморты.
Быт дагестанской жизни, хоть и был отправной точкой в написании работ, но далеко не главной темой. Зулкарнай Рабаданов немало путешествовал, где и черпал новые и проведенные через собственную призму времени мотивы жизни. В 1976 году в составе большой творческой делегации наш герой побывал в Японии и посетил Академию художеств. Также он посетил Соединенные Штаты по частному приглашению. Не изменяя своим пристрастиям, художник и здесь погрузился в работу. Трудился как художник-оформитель, писал, работал на пленере и даже участвовал в выставках, одна из которых — Всемирная выставка в Нью-Йорке.
Амирбек Амирбеков, искусствовед, поделился своим мнением о творчестве Зулкарная: «Самое интересное в том, что этот человек даже вуз окончил раньше времени. Стремление к жизни, науке и любовь к искусству всегда присутствовали в нем. Порой это упорство в желаниях напоминало одержимость, фанатизм, что придает его таланту особую изюминку и прелесть. Здесь (о выставке) В условиях обыденности Зулрканай, используя логические правила живописи, отвлекает нас от действительности, приближая к совершенству. К чему-то недосягаемому и умиротворяющему. Он работает хорошо во всех жанрах живописи, и это несомненный плюс его творчества».
Зулкарнай Рабаданов, яркая фигура в дагестанском изобразительном искусстве и его колоритное творчество пример для молодого поколения живописцев. Хочется пожелать юбиляру творческого вдохновения на долгие годы.
Хадижа Курбанова