Плохих детей не существует вовсе,
есть только плохо воспитанные дети.
Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях – соблюдение единства требований семьи и школы. Когда случается что-то неладное с детьми, одни обвиняют в этом школу, другие – семью. Отнюдь не умаляю воздействия школьного воспитания, но уверена, что влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Именно в семье формируются у детей те качества, которые нигде, как в семье, сформироваться не могут: умение трудиться, чувство ответственности и нравственные ориентиры.
Сегодня 90% детей избаловано родителями. В основном на них лежит ответственность за испорченный характер чад. Родители слишком заняты своими делами и дают детям большую свободу.
Воспитывать – это не значит посадить перед собой ребенка и читать ему нотации. Он учится, глядя на родителей: если видит, что они тяжело работают, то и сам будет работать, понимая необходимость этого.
Когда моему пятилетнему сыну мой отец смастерил маленькую косу и деревянные вилы, я возмутилась и заявила, что рано ему косить. Конечно, знала, что сын ходит по пятам дедушки, когда тот работает в саду, мешает ему и просит: «Дай косу, дай вилы…» На это отец ответил: «Если я сейчас не дам ему того, что хочет, его желание перегорит. Помощь надо принимать, а не отвергать. Потом я силой не заставлю его работать». Прошло каких-то пять-шесть лет. И мой сын уже по-взрослому косил траву, собирал сено вместе с сестрами и братьями, сам складывал стога. Если бы тогда дедушка не поддержал его порыв, который впоследствии утвердился в привычку, вряд ли сын вырос бы трудолюбивым. И как хорошо, что тот момент, когда он хотел помочь, пытался что-то делать, не был упущен.
В самом деле, надо опираться на желания своих детей, раз и навсегда понять: всё заложенное в них природой зачастую гораздо важнее. Когда мы хотим поймать мышь, нам же не придет в голову класть в мышеловку кусочек яблока, мы обязательно учитываем интересы грызуна. Так же надо учитывать интересы собственного ребенка.
В моем классе учился мальчик Расул, который на уроках сидел погруженный в себя, как в сон, из которого его могло вывести мое замечание или звонок на перемену. Но видели бы вы, как он работал во время субботника! Удовольствие было написано у него на лице. Глаза светились, движения легкие и быстрые. А как может быть иначе – он делал свое дело, интересное и важное. Сразу было видно, что он получил трудовое воспитание в семье.
Другой пример. Возвращается дочь из школы и говорит маме: «Мне учительница снова сделала замечание по поводу моих туфель на каблуках». И мама вместо того, чтобы вникнуть в суть вопроса и посмотреть на дочь глазами стороннего человека, начинает возмущаться: «Вай, какая! Пусть на своих детей посмотрит, нечего чужих одергивать. Среди стольких заметила только мою дочь». За этой неадекватной реакцией на замечание учительницы стоит несовместимость ценностных ориентиров семьи и школы. А мама должна была увидеть в этом замечании не угрозу дочери, а стимул к тому, чтобы ей быть лучше.
Школа-то попрощается с ее дочерью через определенное количество лет, а ей жить с ней дальше. Когда требования школы не поддерживаются родителями, огрехи воспитания в будущем дают о себе знать равнодушием, черствостью детей.
Как часто мы, родители, берем на себя то, что могут и должны сделать наши дети, как всячески пытаемся уберечь их от трудностей, оградить от беспокойства, при этом не задумываемся, что эта игра в одни ворота в конце концов обернется против нас же. Мы не вечны и не можем прожить за них их жизнь. Надо дать им возможность быть самостоятельными. Дети — не наша собственность, они – наша ответственность. Чрезмерно опекая, мы тем самым закрываем дверь, ведущую их к счастью.
Многое меняется в жизни, и мы сами меняемся вместе с ней. Но есть ценности непреходящие: труд, совесть, уважение к родителям и терпение. Приобщение к ним делает человека сильнее и житейски мудрее. Всегда легче жить и работать, когда рядом чей-то хороший сын или дочь.
Наида МАГОМЕДРАСУЛОВА,
с. Гапцах Магарамкентского района