Хиджаб в России вновь стал причиной разногласий. Начавшись в школьной среде, конфликт грозит стать проблемой межкультурного общения федерального масштаба. За хиджабом усматривают фанатизм, выпячивание религиозных символов и даже экстремизм с терроризмом.
Руководство Мордовии, решившее по-своему бороться с экстремизмом, потребовало от учителей и учениц школы в селе Белозерье не надевать на занятия мусульманские платки. Запрет поддержала министр образования Ольга Васильева.
Нет проблем!
Ранее с хиджабом были связаны истории вокруг запрета фотографироваться на паспорт; запрет руководств образовательных учреждений на ношение хиджаба в школе.
Если взглянуть на «проблему хиджаба» – то в России нет такой проблемы, если учесть многовековую историю народов, объединенных исторической судьбой в одно государство. Еще Путин говорил, что Россия – великая мусульманская страна. Народы России и, в том числе, государствообразующий русский народ одевали различные вариации хиджаба и в таком виде, как ни странно, посещали школы. В Дагестане советского периода на старых фотографиях (в том числе на великолепных фотопанорамах Фирсова и Стин. – См. «Очаг мой Дагестан») изображены девочки школьного возраста, закутанные в платки. И никто им не делает замечаний, не говоря уже о выговорах и скандале федерального уровня. Главное: никто в этом куске материи, укутавшем девичьи головы, не усматривает проблему вселенского масштаба – а именно так представляют «хиджабный вопрос» некоторые деятели политики и образования.
Хиджабофобия
Так почему хиджаб – читай: платок – стал камнем преткновения для отдельных российских чиновников? Подозрительность в отношении этого традиционного символа нравственности (который лучше сохранился в кавказских горах, нежели в русском городе) вызвана, вероятно, ассоциациями с терроризмом. Очевидно, что в российском обществе определенные группы людей увязывают хиджаб с религиозным экстремизмом. Возможно, в этом есть определенная вина и небольшой группы мусульман, которые иногда яро и агрессивно постулируют свои принципы; спешат с выводами и проявляют нетерпимость к представителям иных конфессий.
Россияне помнят Норд-ост, смертниц, взрывы в метро, аэропорту, автобусах, на концертах, которые совершали смертницы, одетые в черные покрывала, названные ошибочно хиджабом. По этой причине считается, что хиджаб в России — путь к терроризму, смерти, ненависти и агрессии. Но эти ассоциации не настолько захлестнули страну, как может показаться. Да и российское общество мало вдается в понятие мусульманского наряда, где наряду с хиджабом есть и никаб, чадра, бурка – по степени закрытости, цвету и настрою самой носительницы. То есть важна еще ее аура и умение изъясняться на хорошем русском языке. Всё это создает образ мусульманки. Хотя, справедливости ради надо сказать, что около 40% россиян против ношения платка-хиджаба в учебных заведениях.
Дагестанский хиджаб
Если касаться Дагестана, то в нашей республике хиджаб лишь определенного кроя, формы и цвета может ассоциироваться с представительницами салафитской (ваххабитской) группы. Они, как правило, одеваются в хиджаб, черного цвета, оставляющий лишь малый овал лица.
В новейшей истории Дагестана мы помним черные никабы и паранджу на женщинах «ваххабитского анклава», так называемой «Карамахинской зоны». Они большинством однозначно воспринимались как носители агрессивной идеологии, в центре которой крайнее неприятие чужой культуры и борьба с ней всеми возможными методами.
История борьбы с платком
В России уже есть определенная история «борьбы с хиджабом». На самом деле – платком. Женщин в хиджабах не пускают в школы; директора объявляют о неприятии этого «религиозного атрибута». Тема хиджаба обросла кучей стереотипов и фобий. Хиджаб надевают якобы террористки; от террора до хиджаба – один шаг или несколько. В общем, федеральными СМИ сделано немало, чтобы внушить россиянам подобные мысли.
На неделе в «Воскресном Времени» на Первом канале ведущий начал говорить вроде правильные вещи о том, что не каждая мусульманка в хиджабе — террористка. Но сюжет практически смазал его посыл. Хотя и он говорил о том, что важно «не дать разгореться конфликту». Начался сюжет из Мордовии с автоматов, потом корреспондент стал на фоне девочек в хиджабе повествовать о количестве семей, уехавших в Сирию. Привязка хиджабного вопроса с проблемой ИГИЛ и Сирии – мягко говоря, была тенденциозной попыткой выстроить в один ассоциативный ряд: хиджаб, ислам, мусульман, Сирию, терроризм…
Понятно, что на протяжении нескольких лет кряду в российских СМИ и киноиндустрии делалось всё, чтобы окончательно развести разные социальные блоки: мусульман и немусульман; хиджабных и нехиджабных, кавказцев и некавказцев, и прочее. Поэтому неудивительно, когда на сайте «Вестей» (2012 г.) появляется такая запись: «Покрывать голову женщины Кавказа привыкли с незапамятных времен. Платок, правда, надевали только после свадьбы, ну а таких нарядов, как хиджаб, еще лет пять назад здесь не было и в помине».
То есть невежество и категориальная рассогласованность порождает глубокое непонимание проблемы. Что такое, собственно, хиджаб? Покров женщины, закрывающий голову и шею (отчасти – грудь).
Ставропольско-мордовский синдром
Так вот к проблеме мордовского хиджаба или «мордовского синдрома» приковалось внимание всей страны после заявления министра образования России Васильевой, которая сказала, что «истинно верующие», по ее мнению, не стараются «подчеркнуть свое отношение к вере атрибутикой» и что «хиджабам, как подчеркивающим конфессиональную принадлежность, не место в школе».
Не заставил себя долго ждать Рамзан Кадыров, глава Чеченской республики, который на своей страничке в «Инстаграм» написал: «Платок не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, носить которую предписано Всевышним Аллахом и Пророком (с.а.в.). Васильева вправе высказывать своё «личное убеждение», но оно остаётся её мнением и не принимает силу закона. Вызывает удивление, что министр вместо того, чтобы поправить местных руководителей, своё «ЛИЧНОЕ УБЕЖДЕНИЕ» навязывает миллионам граждан. Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками? В борьбе с врагами России, которая гарантирует права 30 млн мусульман, я лишился сотен близких и родных мне людей. Убеждён, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей…»
В самой мусульманской среде по поводу хиджаба также неоднозначные отзывы. Тот же Рамзан Кадыров, к примеру, против черного никаба и паранджи, рассматривая их как арабскую форму одежды. И, напротив, за хиджаб не только в школах, но и в госучреждениях.
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир-хазрат Мухетдинов считает, что сегодня — хиджаб в учебных заведениях, а завтра «у нас в повестке дня возникнет вопрос халяльного питания, чтобы школа на альтернативной основе обеспечивала им мусульман. Можно пойти еще дальше и спросить, нужно ли преподавать теорию Дарвина, разрешает ли исламский шариат уроки рисования, пения и физкультуры. Кто-то потребует раздельного обучения мальчиков и девочек. Таким образом мы запускаем очень опасный механизм. Государству, учитывая многоконфессиональность и многонациональность страны, необходимо учитывать права разных меньшинств, в том числе и атеистов, которых в России много». Такой подход из уст религиозного деятеля кажется как минимум странным.
Еще одна подобная крайность истекает из официальных медийных каналов, которые считают, что женщина, запрещающая ходить девочкам в платках-хиджабах (внимание!), находится «на передовой борьбы за общенациональное единство России». Это из материала федерального канала «Россия».
Подобного же мнения придерживаются представители российской науки. Так, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Звездана Доде говорит, что «применение хиджаба в России — это все-таки попытка навязать другую модель поведения нашим народам».Здесь возникает вопрос – а какая модель приемлема для нашей страны с учетом ее многовекового уклада, образа жизни и культурных кодов?! Так ли далек хиджаб от России, если мы видим русских красавиц, одетых в подобие хиджаба?
Немного цифр
В 2015 году, по опросам Левада-центра, около 40% россиян были против ношения платка-хиджаба в учебных заведениях. Сегодня граждане нашей страны стали терпимее относиться к проявлениям религиозной принадлежности в одежде: так, по данным ВЦИОМ, 47% респондентов считает, что в ношении хиджабов в учебных учреждениях нет ничего предосудительного.В опросе, запущенном радиостанцией «Эхо Москвы», 81% проголосовавших заняли сторону Рамзана Кадырова и лишь 17% высказались за позицию министра образования Васильевой.
В итоге
Вопрос остается открытым, пока высшая элита страны не закроет эту надуманную проблему, ссылаясь на 28 статью Конституции о свободе совести и вероисповедания, где четко прописано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Каждому! Без ограничений на возраст, половую и конфессиональную принадлежность.
Ханжан курбанов | г. Махачкала