В Российском образовательном пространстве всё явственнее ощущается дефицит квалифицированных педагогических кадров. Эта проблема актуальна для всех уровней и видов образования, но особенно болезненно, на взгляд инженера, сказывается на подготовке специалистов технического профиля.
Можно утверждать, что сфера подготовки будущих «технарей» держится в настоящее время главным образом на инженерах-педагогах старшего поколения, средний возраст которых уже вплотную приблизился к пенсионному порогу, и ситуация в этом смысле с каждым годом только осложняется.
Совершенно ясно, что для нормального функционирования всей системы образования необходимо естественное обновление педагогических кадров, причем оно должно проходить перманентно, без рывков и эпизодических организационных кампаний. Реальная ситуация, однако, такова, что действующая система подготовки высококвалифицированных кадров через аспирантуру не обеспечивает необходимого резерва специалистов, поэтому происходит катастрофическое старение работающих педагогических коллективов. Столь неблагоприятное положение сложилось в последние десятилетия по целому ряду причин, обстоятельный анализ которых, к сожалению, невозможен в небольшой статье. Имеет смысл, однако, осветить главный, на ваш взгляд, фактор системного неблагополучия — очевидное, бросающееся в глаза отсутствие должной мотивации тяжелого педагогического труда в российских образовательных учреждениях, явно контрастирующее с высоким материальным достатком и социальным статусом педагогов в развитых странах. Это обстоятельство неизбежно провоцирует коррупцию в российском образовании и резко снижает качество подготовки специалистов.
Необходимо откровенно признать, что в постсоветское время в стране качественно изменились ценностные ориентиры и целевой доминантой абсолютного большинства молодых людей стала простенькая идея материального благополучия, лишь слегка облагороженная рассуждениями о необходимости профессионального самоутверждения и обеспечения широкого кругозора личности. В таких условиях молодые люди, естественно, предпочитают выбирать профессии, гарантирующие, на их взгляд, достойное материальное существование и высокое положение во властной иерархии. В последние десятилетия особую популярность в этом смысле обрели юридические и экономические специальности, и на этом фоне резко упал интерес молодежи к специальностям педагогическим. В обществе давно сложился устойчивый стереотип мышления: педагоги — это социально незащищенная категория работников, имеющая низкий уровень доходов и низкий социальный статус. По этой причине лучшие выпускники школ, получившие высокие баллы на ЕГЭ, как правило, не подают заявлений в педагогические вузы, предпочитая поступать на так называемые «престижные» специальности. К сожалению, в общественном сознании устойчиво закрепился и другой негативный стереотип: сфера образования и большинство работающих в ней чиновников и педагогов коррумпированы, причем уровень коррупции – наивысший среди всех видов и родов деятельности в России.
Вполне понятно, что подобное обывательское утверждение является преувеличением, однако вирус коррупции в образовательной среде, безусловно, имеет место. Органы государственного управления России не могут не понимать, что, к примеру, начальная зарплата учителя в школе не обеспечивает даже его сносного физического существования, поэтому молодой педагог вынужден либо вне основной работы, как предлагают высокопоставленные чиновники, искать дополнительный заработок (вместо работы над собой), либо искать пути получения дополнительного вознаграждения своего труда со стороны родителей учеников.
Таким образом, в реальной жизни фактически не работает фактор мотивации добросовестного труда добропорядочных работников. Нищий человек (даже весьма образованный) может вызвать у общества жалость и сострадание, но только не уважение. Ученики перестают уважать своих учителей, студенты – преподавателей. В их глазах, по воле государства, наставники превращаются в лузеров – неудачников, не способных обеспечить нормальное существование даже собственных детей, поэтому эффект от их учебно–воспитательной работы крайне низок. Успешных людей могут готовить только успешные, состоявшиеся педагоги, имеющие высокий общественный статус.
Итак, налицо некий порочный круг: одаренные молодые люди не желают связывать свое будущее с педагогической деятельностью из-за крайне слабой мотивации труда; педагогами становятся, главным образом, посредственные личности, которые привносят в образование формализм, работают не в эвристическом, а в алгоритмическом формате; это, в свою очередь, порождает однообразие, застой, отсутствие креативных начал в учебном процессе, что на корню губит творческий потенциал учеников и их интерес к учебе. В итоге, наносится непоправимый ущерб интеллектуальному и нравственно-культурному потенциалу страны, подрываются основы будущего благополучия государства и общества. Общепризнанной истиной считается, что в постиндустриальную эпоху приоритетами жизни мирового сообщества стали знания и высокие технологии. Главным стратегическим ресурсом любой страны является интеллект населения, лишь потом рассматриваются природные и прочие ресурсы. Гигантские успехи Японии во всех сферах жизни – яркое подтверждение этого тезиса: Япония убедительно доказала миру, что не уголь, нефть или золото определяют благополучие народа, а его трудолюбие, знание и навыки. Лишенная практически каких-либо полезных ископаемых, имеющая высокосейсмичную территорию, в десятки раз меньшую, чем территория России, Япония превосходит ее по всем показателям качества жизни, поскольку японцы давно осознали доминирующую роль образования в формировании будущего страны, роль интеллекта как главного ресурса народа.
Если Российское правительство не предпринимает в ближайшее время срочных мер по обеспечению надлежащей мотивации добросовестного труда педагогов всех уровней, замкнутый порочный круг тиражирования серости в образовании может окончательно погубить будущее страны. Нужны не декларации о высокой миссии педагогов и призывы быть подвижниками, а реальные, ощутимые действия по обеспечению достойной оплаты труда, социальных льгот и высокого общественного статуса всему педагогическому сообществу. Тогда в сферу образования пойдут одаренные молодые люди, которые обеспечат надлежащее качество социализации последующих поколений и возрождение творческого духа народа.
Страна, в которой не ценят и не уважают Учителя, обречена на деградацию, поэтому первейшая обязанность власть предержащих – любыми путями и способами обеспечить достойный социальный статус и материальное благополучие всем работникам образования. Для этого надо просто сократить до разумных пределов существующую ныне немыслимую диспропорцию в оплате труда школьных учителей и, к примеру, труда руководителей госкорпораций, телевизионных шоуменов или, скажем, депутатов Государственной Думы.
В свете сказанного выше надо отметить, что в Дагестанском государственном университете народного хозяйства, где я работаю деканом строительного факультета, ректорат делает всё возможное, чтобы обеспечить достойную (по дагестанским меркам) заработную плату преподавателям и сотрудникам. Столь заинтересованный подход руководителей к мотивации труда педагогов полностью исключил из жизни нашего вуза такое безобразное явление, как коррупция, и одновременно обеспечил высокое качество образовательного процесса. Глядя в глаза тысячам наших студентов, мы можем совершенно искренне заявить: в нашем учебном заведении по-настоящему уважают нелегкий труд педагогов, и это, в свою очередь, стимулирует преподавателей к полной самоотдаче.
Жаль только, что федеральные власти никак не научатся должным образом ценить высокую миссию наших коллег в масштабах всей страны. Выдающемуся поэту XIX века Ф. И. Тютчеву принадлежат следующие строки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить!
Что ж, будем верить и надеяться, что в нашей, великой по определению, стране Учитель когда-нибудь станет главной фигурой общественной жизни. Тогда истинное величие духа России, ее интеллектуальная мощь предстанут перед миром столь блистательно, что разом исчезнут все наши европоцентристские комплексы, и раболепствующие ныне перед Западом чиновники прекратят пагубную практику подстраивания некогда мощного, фундаментального российского образования под чужие прагматичные стандарты. Будем, братья, работать и верить, что такое светлое будущее непременно наступит, но для этого надо всем занять активную гражданскую позицию.
Магомед Магомедов,
декан строительного факультета ДГУНХ, заслуженный
учитель РД и РФ, доцент