Но есть то, что никогда в других условиях и месте не почувствуешь, а только в этих стенах. Драгоценное чувство свободы и спокойствия охватывает входящего сюда. И вот это пространство сегодня становится местом значительных процессов, которые происходят в литературе и искусстве. Мы знаем, что книги – плоды труда многих людей, не только самих писателей и поэтов, учёных и публицистов, но ещё и художников, издателей, печатников, книготорговцев – и, безусловно, библиотекарей. И вот с книгой переплетается история наша личная. Плоды нашего творчества, стремление к совершенству, отрешённость и остервенение в работе. И, конечно, открытия литературных встреч и выставок, той формы общения, которая сегодня так ценна и желаема ищущей душе.
Проект «К»
Для художников. Эта выставка откроется 9 октября 2014 года в рамках 3-й Дагестанской книжной ярмарки «Тарки-Тау 2014». Отправной точкой будет считаться февраль этого года. Место открытия – Национальная библиотека. Процесс создания произведений будет фиксироваться авторами на камеру и войдёт в каталог выставки. Художники выбирают своё место в библиотеке, в котором откроется их творческая площадка, и потому у каждого будет своя презентация. Должно быть так, что буква «К» станет началом пути, а вот как они это сделают – самая главная загадка. Участвовать в выставке предложено художникам, работающим в различных жанрах искусства.
«К»-отступление. О своём времени мы знаем многое, иногда даже до тошноты. Не многие могут сказать, что живут отрешённо, и статус «свободного художника» звучит скорее как ирония. И по этой иронии классные художники не могут позволить себе отвлекаться на предложения участвовать в выставках. Ещё сложнее с так называемыми персональными выставками.
«Деньги надо зарабатывать, на выставках одни расходы», – говорит одна моя подруга, замечательный и утончённый художник. Остаётся надеяться, что работы, выполненные ею и многими другими, выполненные на заказ, когда-нибудь попадут в музеи и будут оценены по достоинству. Но так обидно, что искусствоведам придётся собирать информацию об этих неоткрытых художниках по крохам, из подписей к работам! Этих «не активных» творческих людей достаточно много. Но так, видимо, происходит во все времена, просто сегодня это звучит неправдоподобно.
Современное искусство живёт под натиском технологий. Многие ставят диагноз не просто глубокого кризиса, а тупика, последнего дыхания искусства. Зритель пресыщен, за последние 30 – 40 лет ничего принципиально нового не возникает, всё где-то и когда-то писалось, ваялось, строилось. Отчасти в клонировании виноват Интернет. Мы черпаем из него полезную для себя информацию, в том числе идеи для картин. Никогда раньше такого перехватывания и копирования не было.
Особенно это катастрофично в архитектуре. Результаты можно лицезреть в Махачкале. Любопытные дагестанцы снимают на телефоны понравившиеся детали замков и вилл, оград, фонарей, вывесок и переносят на свои несуразные сооружения. Почти во всех случаях это заканчивается уродством. Строительный хаос связан не только с отсутствием чёткого архитектурного плана, но и с нелюбовью к своему городу, к времени, в котором мы живём.
«Город одного поколения», – так выразил эти настроения мой друг. Это правда, с которой что-то надо делать. Архитектура, безусловно, самая открытая из наук, она на виду у всех, мимо не пройдёшь, и от её красоты зависит и наше глубокое родство с домом, в котором живёшь, школой, институтом, музеем, с местом первого свидания и видом с такой горы, как Тарки-Тау. Так вот за архитектурным обликом, вернее, за его отсутствием в Махачкале наблюдательному человеку заметен «базар» и в более камерных искусствах.
Первым из потерпевших стало фотоискусство. Фотографируют все и вся, но не в этом ужас. Критерии оценки уровня искусства строятся из кубиков пикселей, из которых состоит цифровой мир. Поэтому главной фразой становится: «Вот чёткая фотка!» Обращаясь к другим жанрам, мы видим и здесь отсутствие единого вектора. При всех трудностях становления художника, отстаивания своего имени перед зрителем, культурной средой и временем в Дагестане выставочный процесс проходит очень бурно. В сравнении не со столицами, а с другими регионами и в условиях информационной блокады позитивных новостей из Дагестана.
Но надо признать, что выставляться или не выставляться – для многих художников решается без сомнений. Конечно, надо! И как следствие – масса сырых, случайных работ в экспозициях выставок. Особенно это заметно в общих и сезонных выставках. В такой солянке взгляд куратора или директора галереи очень и очень принципиален. Это, безусловно, нелегко – сказать художнику прямо: «У тебя слабая работа». Но с другой стороны – кто сказал, что всё, что вы написали, шедевр?
И если вернуться к вышесказанному, к отстаиванию своего имени, художник должен подходить с большой ответственностью к выставкам. Одно дело – твоя мастерская, где большое соседствует со случайным. Иногда это лишнее даёт толчок к значительным произведениям. Для многих порог преодоления мастерской и вывешивания работы для общественного просмотра очень высок. Одна из задач центра «Тарки-Тау» – предоставить таким мастерам условия, скажем так, комфортной выставки. Это будут встречи только с определённым творцом, когда мы переносим обстановку его мастерской в галерею «Тарки-Тау». У них, как правило, под рукой нет достаточного количества работ, а те, что есть, не доведены до точки. Но труднее всего – убедить в необходимости фиксирования их творчества, выхода на люди.
Теперь вернёмся к программе книжной ярмарки и выставке «К». Привлечены к ней известные художники, и в этом смысле сенсаций не будет. Есть другое, более глубокое, то, что станет традицией библиотеки. В центре города появляется площадка для творческого роста, для соединения всех культурных воззрений и дополнительного образования. Что-то вроде античной школы, где, как известно из истории, человек постигал различные науки. Желание вырваться из хаоса и вернуть людям утраченное чувство красоты.
Красота – это тоже из проекта «К». Будем следить за поисками художников и в своё время откроем имена участников этого необычного проекта.
Теперь о литературном проекте «К».
Участвовать в нём мы предложили литературному объединению, костяк которого составляют участники ставшей уже легендарной «Вербы». Многие из той когорты стали известными поэтами и прозаиками. Идея возобновить работу долго витала в воздухе, и вот уже несколько месяцев они проводят свои встречи в Национальной библиотеке. Молодые литераторы ещё не решили, оставлять им старое название или придумать что-то новое.
Будем следить за их деятельностью, а пока мы предлагаем так же, как и художникам, осмыслить эту фонему «К» в литературных жанрах и представить к октябрю на книжной ярмарке. Центр «Тарки-Тау» обещает издать эти плоды в виде сборника и презентовать на книжной ярмарке «Тарки-Тау 2014». Ограничений по стилю нет. Необходимо соблюдать печатные нормы русского языка, а непечатные вводить многоточием. Это архиважно:))). Ограничения по объёму – 30 тысяч знаков с пробелами. Последний срок сдачи работ – 1 августа 2014 года.
Марат Гаджиев