В Кумыкском государственном музыкально-драматическом театре им. А.-П. Салаватова с большим успехом проходит постановка «Намус» («Совесть») режиссера Байсолтана Осаева по пьесе драматурга Атава Атаева. Авторы постановки обращаются к зрителям с вечными вопросами о добре и зле и пытаются понять, где искать «истину».
Раисат Ибрагимова, драматург, театральный критик:
— Эта пьеса о том, как люди могут жить не по совести, и что происходит с ними, когда она возвращается.
Каждый раз в своих постановках Атав Атаев удивляет зрителей новаторством, философским подходом к творчеству. А встречи зрителей с великолепными актерами Басиром Магомедовым, Байсолтаном Осаевым, Тотуханум Осаевой, на плечах которых держится театр – это всегда настоящий праздник!
— Совесть — она есть или её просто нет?
— Каждый человек появляется на свет чистым, как утренняя роса, как восход солнца. Громким плачем возвещает он о себе и приносит неописуемую радость своим родителям. Каким он станет, какой груз возложит на свои плечи, зависит от него самого. Но совестью дорожат не все. Когда встаёт вопрос о совести, многие ради личной выгоды продают душу дьяволу. Потом с таким грузом идут дальше по жизни. Но споткнувшись один раз, затем повторяют свои ошибки и окончательно запутываются в огромном клубке.
— Так Совесть одержит победу?
— В спектакле идёт жесткая, завистливая, междоусобная война между людьми, отчего происходят все трагедии. Кого-то убирают из-за спины, для кого-то жизнь становится адом, а кто-то живет припеваючи. Но и у тех, кто ходил в королях по красным ковровым дорожкам, удача может уйти из-под ног.
Так произошло в спектакле с отцом семейства, которого играет Басир Магомедов. Всё у него свершалось, как по мановению волшебной палочки. И вот время, безотказно работавшее на него, вдруг обернулось против! В образе Прокурора на сцене появилась его собственная Совесть, которую играет Байсолтан Осаев. Грязная, лохматая Совесть не может дальше бродить по свету и хладнокровно смотреть на происходящее.
У переправы в иной мир для человека наступает время исповеди. Встает вопрос перед самим собою, своей Совестью. Достойно ли Отец прошёл свой путь? Какой след он оставляет за собой?
— И каков приговор?
— Начинается затяжной судебный процесс. Совесть жёстко стучит в деревянные счеты. Бьет, словно молотком по голове, напоминая, каким образом накоплен такой капитал! Впервые за столь долгую жизнь Отца мучает Совесть. Ему вынесен приговор, что богатство, нажитое на несчастье других, не может приносить радость.
— Было у отца три сына. А в этой драме у отца были наследники?
— И сын, и дочь. Всё, как в шекспировской драме, пред нами предстаёт порочный круг. Зять – двуличный человек, Сын – академик – незаслуженно получивший звание, Невеста – благодаря свёкру заполучившая клинику.
Но не всем планам суждено было сбыться. В тяжёлый момент Зять и Невеста отворачиваются и открыто говорят Сыну и Дочке, что любят их из-за денег!
Теперь избалованные дети думают, как уломать неожиданно появившуюся у Отца Совесть.
Жизнь сама устраняет «помехи», которые мешают жить молодым. Деньги решают всё? И Сыну с Дочерью достается приличное наследство – всё как положено, как в жизни. И вновь всё возвращается на круги своя, появляются негодные зятья и невесты. Но это уже другая история.
— Зятья, невесты, олухи дети, их отец — кто ярче выглядит на сцене?
— Самая значительная роль в спектакле отдана Совести. Она неожиданно появляется и так же исчезает, превратившись в белое облако. Совесть вселилась в каждого из героев, предупреждая, что станет с ними без неё.
— И какая главная философская мысль заложена в пьесе?
— Совесть обязательно когда-нибудь вернется с мучительной болью, которую невозможно будет уже унять!
Марат Гаджиев