Последние годы жизни декабриста Бестужева прошли на Кавказе. Его перевели из якутской ссылки, в которую он попал после восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Дворянское воспитание и честь офицера не позволяли Александру Александровичу отсидеться в кустах, пока его товарищи ждали наказания — он сам сдался властям. Ему повезло больше, чем двум его братьям. Бестужев был разжалован и сослан на поселение в Якутию.
Именно с якутских снегов начинается действие спектакля «Бестужев-Марлинский», поставленного режиссёром Скандарбеком Тулпаровым в Русском драматическом театре. Очередной показ состоялся 13 мая на большой сцене театра.
Пьеса написана драматургом Шапи Казиевым, и по его версии, Бестужева перевели на Кавказ, благодаря прошению на имя царя дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Письмо спасло Бестужева, но Грибоедов об этом не узнал, его убила толпа фанатиков в Тегеране.
Дочь унтер-офицера
Судьба Бестужева не менее трагична, чем у Грибоедова. В Дербенте он встретил свою любовь, которая была очень бурной и короткой. Интересно, что многие биографы Бестужева вообще обходят стороной эту драму или приводят слова самого Бестужева.
Ольга Нестерцова «резвилась на кровати, то вскакивая, то прилегая на подушки, и вдруг кинулась на них правым плечом, обратясь лицом к стене. В этот миг пистолет, лежавший между двух подушек и, вероятно, скатившийся дулом вдоль кровати… выстрелил и ранил ее в плечо, так, что пуля прошла внутрь груди… Несчастная, почти в обмороке, кричала: „Помогите! Прощайте!“»
А вот в спектакле взаимоотношения Александра Александровича и Ольги стали чуть ли не доминантой. В этих сценах всё ярко и пылко. Дербентский базар, гадалка, свидание на посту и заключительная сцена с пистолетом в руках несчастной девушки.
Ружьё выстрелило, и не один раз. Была кровавая сцена с убийством кунака Аммалат-Бека, и пророчества гадалки стали сбываться…
Белая кость
Бестужев в этом театральном сезоне приобрёл новое лицо. По словам режиссёра, он долго искал актёра на главную роль и нашёл его в Московском драматическом театре на Перовской.
Скандарбек Тулпаров:
— С появлением на репетициях Артура Мартиросова вся моя труппа просто преобразилась. Ведь Бестужев был человеком, получившим военное образование. Белая кость. Он не может передвигаться по сцене абы как. Диана Мигадова, исполняющая роль Оленьки, в паре с Артуром стала мягче, нежнее.
А вот что рассказал нам в антракте сам Артур Мартиросов:
— В этой роли очень много драматического, но погружение в трагическое время и обстоятельства происходящего с Бестужевым на Кавказе открыли для меня душевные качества героя. А его письма! Ведь это настоящие литературные шедевры! Сейчас так никто не пишет.
Рай на Кавказе
Служба на Кавказе позволила Бестужеву развить свой литературный талант. Повести и этнографические записки, которые он писал в часы отдыха, стали публиковаться в российских журналах. Первую повесть «Испытание» напечатали без указания имени автора в «Сынах Отечества» в 1830 году. Но скоро под псевдонимом Марлинский были напечатаны «Страшное гадание», «Аммалат-Бек», «Фрегат «Надежда»» и «Мулла-Нур».
В спектакле рефреном звучат фразы из писем Бестужева-Марлинского, написанные своим друзьям, родственникам и через столетия – нам.
И главная из них: «Дайте Кавказу мир и не ищите Рай на Евфрате».
Скандарбек Тулпаров:
— Мы сделали попытку языком театра представить зрителю забытую личность, колоссальную по своему влиянию в литературе своего времени. И главное, что потрясающе, что эта история напрямую связана с нашим родным Дагестаном.
Марат Гаджиев, фото автора