В нашей республике много уголков, обросших легендами, куда нечасто ступает нога человека. Одним из таких является с. Гамсутль Гунибского района, именуемое селом-призраком. Мы с ребятами из Школы гражданской журналистики и Клуба корреспондентов ДагГАУ решили побывать там.
4 часа езды, и из каменных джунглей мы попали в… каменные джунгли! Доехав, увидели вершину — не верилось, что надо подняться туда. Крутая, поросшая лесом, грозная и неприступная на вид.
Признаюсь, в какие-то моменты хотелось просто телепортироваться на вершину. Но в этом восхождении была своя прелесть! Пробираясь сквозь дикую малину, шиповник, можжевельник, всякие другие незнакомые кустарники и деревца, которыми оброс склон, коровьими тропками, влажными от недавнего дождя, обходя коровьи же «мины», сметая на своем пути паутину с приличного размера пауками, мы добрались до родника. Он придает сил, уверяю — всю усталость как рукой сняло! И такой леденящей зубы родниковой воды я не пила еще ни разу!
Сопровождали нас гостеприимные Муртазали Магомедов (работник Комитета по туризму Гунибского района) и Саид Ибрагимов, бывший житель Гамсутля (который в свои 87 лет поднимался легко, наравне с молодежью, откидывая своей тросточкой мешающие стебельки-былинки и неспешно отвечая на интересующие нас вопросы).
Дедушка Саид поведал немало интересного. При восхождении в Гамсутль мы обратили внимание на небольшое, тоже практически заброшенное, село. Оказалось, что это Куриб, гамсутлинский хутор. «У всех горских селений хутора свои есть. Зимой туда все собирались, никого не оставляя в селе, даже ягненка. Скот держали до весны в хуторах. Есть общие хутора, на несколько селений, и частные, отдельные». Коснулись и политики: «На моей памяти мы второй раз помогаем украинцам. В 1947 году у них была засуха, и поля были перерыты бомбами и снарядами. Горцы помогали этим семьям, носили продукты, хлеб, толокно».
Прожил он насыщенную и интересную жизнь. Родился в 1927 году. После 9 класса учился в Буйнакском педучилище. Преподавал географию — сначала в школе, затем попал по распределению в детдом. В итоге проработал учителем 22 года. По распределению в районе работали русские учительницы, одна попала и в Гамсутль.
Нас все время удивляло, как могли горцы здесь жить. Однако это объяснялось соображениями безопасности. Села основывали на возвышенностях, с одной стороны которых, как правило, обрыв. Дома строили в труднодоступных местах, оставляя более пригодные участки для земледелия. В переводе Гамсутль означает «крепость царя». По словам дедушки Саида, история его насчитывает около 1600 лет. Свидетельством тому могут служить найденные в 50-х годах на территории поселения христианские кресты. Также археологи нашли надгробия с надписями на персидском языке.
В языке гамсутлинцев были небольшие отличия от аварского. Браки между селениями случались редко. Свадьба являлась праздником для села. «На третий день невесту выводили к роднику, и это событие превращалось в еще большее мероприятие, чем сама свадьба», — говорит дедушка Саид. — Девушку вели к роднику всем селением, с зурной, барабаном, с шутом. Проводы сопровождались песнями и танцами, устраивались посиделки с едой и выпивкой».
В Гамсутле насчитывалось около 70 домов, еще раньше около 300. Дедушка Саид упомянул о чуме, которая настигла жителей в досоветский период. Меня очень интересовало, почему село оказалось заброшенным сегодня. Выяснилось, что уезжать люди начали в 1960 — 63 годах, после агитации о переходе в чохский колхоз. Гамсутлинский колхоз являлся совместным с чохским. Последний — более зажиточный, туда подвели воду, но не хватало рабочих рук. Дороги же в Гамсутль плохие, электрические столбы подгнили, не имелось моста, постепенно закрыли школу и медпункт, и население было вынуждено покидать нажитые места и перебираться в более благоприятные для жизни условия: кто в свои прикутанные хозяйства, кто в Чох, кто в чохскую коммуну.
Ныне в заброшенном Гамсутле проживает только один человек, Абдулжалил. К сожалению, в этот день он отправился в гости в соседнее село. Как стало понятно из прямой телефонной линии с ним, он и «мэр города Гамсутль», и «архивариус», и «директор музея под открытым небом» и всё в одном лице))).
Думаю, Гамсутль действительно вправе именоваться музеем под открытым небом и заслуживает интереса ученых и археологов, ибо эти камни таят в себе еще немало интересного и неизведанного!
Наиля Эфендиева