У сегодняшней нашей собеседницы было много возможностей построить успешную карьеру в других регионах России, и даже за рубежом – она успела побывать во многих странах. Но каждый раз ее неизменно тянуло на родину, в любимый Дагестан. «Я не представляю себя где-либо за его пределами», — говорит она. Наше интервью с директором 22 лицея Махачкалы Салмат Закарьяевной Анатовой.
— Должность директора школы подразумевает не только владение административными и педагогическими навыками, но и большую долю ответственности. Вы сознательно выбрали для себя такую профессию или это получилось случайно?
— Нет, не случайно. Сначала была учителем, затем заместителем, и вот так, проработав 18 лет, пришла в директорство. Но даже будучи директором, я до сих пор ощущаю себя прежде всего учителем, для меня это первоначально. Школой нужно жить, я бы даже сказала – болеть ею, знать ее как свои пять пальцев. Это такое чувство, когда ты всем сердцем переживаешь: мы можем сколько угодно жаловаться, говорить, что сложно, шумно, невыносимо, что мы устали. Но как только наступает период летних каникул, каждого из нас буквально тянет сюда, мы ждем первое сентября, чтобы вновь встретиться со своими ребятами. На самом деле учителя — это уже больные люди, в хорошем смысле этого слова. Потому что учитель – вечный ученик, двигатель прогресса.
— Вы сторонник демократического или авторитарного управления?
— Знаете, как – демократия с элементами авторитарного управления. Потому что если руководствоваться только демократией, то можно где-то что-то упустить. А при помощи контроля ни одна деталь не ускользнет от внимания. В общем, тотального давления, конечно, нельзя допускать, но и чрезмерная свобода может навредить, в первую очередь самому учебному заведению. То есть, нужна золотая середина, к которой я всегда стремлюсь и всегда стараюсь соблюдать.
— Коллектив школы – это команда единомышленников или яркое созвездие индивидуальностей?
— На самом деле, это уникальный коллектив. То есть каждый учитель – конечно, яркая, неординарная личность, и мы его индивидуальность всячески поддерживаем. Но и команда у нас есть – когда необходима слаженная работа, то все мы, без сомнения, действуем как единый механизм.
— Школа 20 лет назад и сейчас – многое ли изменилось?
— Первый мой коллектив — 28 школа, там была на самом деле большая творческая группа опытных педагогов. Дальше, в связи с профессиональной деятельностью мужа, нам пришлось жить в Германии, где я проработала учителем 5 лет вместе с замечательными специалистами, мастерами своего дела. Когда меня уже назначили в 22 школу, которую в свое время окончила сама, мне повезло – тот состав учителей, которые обучали меня, они по сей день здесь работают. Поэтому у меня есть возможность сравнить, каким было образование тогда и сейчас. Часто люди говорят, мол, раньше оно было хорошее, а сейчас всё испортилось. Да, раньше система образования и вправду была сильной, но мне кажется, сейчас она даже глубже, интеллектуальнее, разностороннее. И дети стали более продвинутыми, разбирающимися в современных технических новинках, вовлеченными во все информационные процессы, быстрее все схватывают. Я считаю, что сейчас образование лучше и возможностей у детей больше.
Еще мне обидно, когда говорят, что именно в Дагестане образование в плачевном состоянии. Я преподавала в Санкт-Петербурге, в Омске, в Германии и хочу сказать, что наши дагестанские ребята, по крайней мере те, с которыми я сталкивалась, по уровню намного опережают всех остальных. Я это говорила и в эфире НТВ, в передаче, что не могу их сравнивать ни с кем, ни с одними детьми на всей планете. Произнося эти слова, руководствуюсь своим опытом, не просто какими-то разговорами и слухами, а на самом деле пройдя этот путь.
— Нынешние дети очень политизированы. По-вашему, хорошо это или плохо?
— Посмотрите, какая сложная ситуация сейчас в мире. На глазах у детей происходят такие события – Украина, Сирия, Ливия, Египет и так далее. Или даже здесь, в своем родном городе, в соседнем доме какие-то террористы, спецоперации – был период, когда такое случалось чуть ли не каждый день. А как ребенок может пройти мимо всего этого безобразия, проигнорировав его? Он же живой человек, все видит, думает, анализирует, понимает. И тут очень важно, чтобы у ребят сложилось правильное мировоззрение, чтобы они видели разницу между хорошим и дурным. Это как раз задача родителей и школы – помочь им выработать верный взгляд на окружающий их мир. Мир жесток, к сожалению, и наши дети должны в нем уметь ориентироваться.
— Ваше отношение к реформам ЕГЭ, происходящим сегодня?
— Те нововведения, которые будут внедрены с 2015 года, выводят ЕГЭ далеко за пределы школьного курса образования. Это, в принципе, и правильно, потому что ребенок не должен ограничиваться тем, что узнает в классе, по учебнику. И то, что по русскому языку уже в декабре наши ученики будут писать сочинение, это великолепно, потому что они должны уметь выражать свои мысли и собственную точку зрения. Что касается математики, мы знаем, что вводится профильный и базовый уровень – это тоже хорошо, может быть, кому-то нужна будет математика в своей профессии и он должен изучать ее более углубленно. В частности, в нашем лицее мы внедряем вузовскую систему, вводим профессорский состав, тем самым давая возможность ребенку освоить математику на профильном уровне.
Что касается ЕГЭ в общем, то я думаю, это замечательная возможность для абитуриента поступить в вуз по полученным баллам. Раньше как рассуждали? Допустим, в мединститут поступить считалось недосягаемым, там учатся дети каких-то высокопоставленных лиц. А сейчас – пожалуйста, любой желающий, у которого есть стремление к учебе. У нас медико-биологический лицей, и многие дети поступают в медакадемию независимо от их социального статуса, только благодаря знаниям.
— И напоследок ваши пожелания читателям «Молодежи Дагестана».
— Мне очень нравится курс Рамазана Абдулатипова, направленный на поднятие уровня культуры. Я действительно желаю нашей молодежи изменить свое отношение ко всему, что происходит вокруг. Мне очень больно было наблюдать такую ситуацию: приехав из Италии в Москву, сев на самолет до Махачкалы, вижу, что беременная женщина не может найти место, потому что наши дагестанские парни сидели и делали вид, будто ничего не замечают. Такую картину лет 20 назад просто невозможно было даже вообразить, не то что наблюдать воочию. Мне неприятно, когда прохожу по улице, видеть, как люди выбрасывают фантики от мороженого, бутылки и прочий мусор не в урну, а прямо на дорогу. Если мы будем бороться за культуру, за престиж образования, за здоровое мировоззрение молодежи, тогда у Дагестана все остальное будет — мир, покой и процветание.
Асият Ибрагимова