…Ежегодно с 15 октября по 15 ноября Всероссийским обществом слепых проводится Месячник белой трости.
Белая трость — эмблема незрячего человека. При общении и контактах с ними рекомендуются следующие приемы.
На улице
Встретив слепого, не проявляйте излишнего любопытства. При беседе не старайтесь говорить громко, разговаривайте как обычно.
Если вы заметили, что незрячий сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, а подойдите и помогите выбраться на нужный ему путь.
Оказывая помощь при посадке в автотранспорт, достаточно довести до двери и указать на поручень, положив на него руку слепого.
При выходе из транспорта покажите слепому поручень и предоставьте действовать самому.
Желательно уступать место слепому в транспорте, так как при резком торможении или толчке он не всегда может найти точку опоры. Положите руку незрячего на спинку сиденья.
Увидев слепого, стоящего на кромке тротуара, предложите ему свою помощь и переходите вместе с ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений, поворотов, идите плавно. Не берите слепого под руку, обычно ему удобнее двигаться, взяв вас чуть выше локтя.
О встречающихся препятствиях — ступеньках, уступах, спусках — незрячего лучше предупреждать.
При подъеме или спуске по лестнице сопровождающий должен опережать слепого на ступеньку.
При входе в помещение или выходе из него сопровождающий открывает дверь, а незрячий свободной рукой ее закрывает, не теряя при этом контакта с сопровождающим.
Если незрячий направляется в опасную зону, растерян, предложите ему свою помощь. Помогите перейти оживленную улицу, отведите от открытого люка колодца, ямы, сориентируйте в незнакомом месте, уступите место в транспорте.
Водители транспорта!
Будьте предельно внимательны при появлении на дорогах человека с белой тростью. Оказывайте необходимую помощь при посадке и высадке из транспорта. Объявляйте остановки маршрута следования.
Работники водоканала, теплосети, телефонной сети!
В последнее время из-за интенсивной застройки в городах и других населенных пунктах в республике возникло много непреодолимых преград для незрячих: открытые люки, горы строительного мусора на дорогах, вырытые ямы. Не оставляйте люки колодцев открытыми и без ограждения.
Работники сферы обслуживания!
В магазинной сутолоке слепому очень трудно сделать нужную покупку.
Обращаясь к нему с вопросом или предложением, делайте это так, чтобы он понял, что вы разговариваете именно с ним. При оказании помощи незрячему постарайтесь создать такие условия, чтобы он мог свободно, не спеша выбрать необходимую вещь, потрогать ее, примерить и т. д.
Перечисляя товары, имеющиеся в данное время в продаже, охарактеризуйте их по тем особенностям, определить которые невозможно без зрения, по возможности дайте товар слепому в руки для ознакомления; посоветуйте, какой товар ему лучше выбрать. Покупки в магазине, ателье лучше подать незрячему в руки или объяснить, куда вы их ему положили (сумку, карман).
При совершении денежных операций обязательно назовите стоимость покупки или услуг, а также, какие купюры вы получили и какими даете сдачу, которую лучше отдать в руки.
Работникам общественного питания рекомендуется показать слепому свободное место за столом и обслужить его.
Мастерам парикмахерских предлагается при обслуживании подвести его к креслу и предложить прическу, которая лучше ему подойдет.
При обслуживании инвалида по зрению в билетных кассах кассир должен внятно и неторопливо дать информацию по интересующим вопросам: время отправления транспорта и прибытия его на конечный пункт, стоимость билета, время в пути, номер вагона и места.
Водители городского транспорта!
Помните, что человек, переходящий улицу с белой тростью в руке — это незрячий.
Помните! Слепой не видит приближающийся транспорт — переходит по сигналу светофора или на переходе: остановитесь, может пройти в это время незрячий.
Не забывайте объявлять номер своего маршрута и названия остановок.
***
Помните и всегда старайтесь оказать слепому возможную помощь, не теряя при этом терпения, вежливости, тактичности.
Обращение
87 лет Всероссийское общество слепых настойчиво совершенствует работу по социальной реабилитации незрячих и их интеграции. К сожалению, многое из того, что создано за эти годы, сегодня рушится: предприятия простаивают, тысячи незрячих остались без работы, не имеют возможности поправить свое здоровье в санаториях, подавляющее большинство из них проживают на мизерные пенсии, не имея возможности достойно содержать семью.
Мы обращаемся к государственным, общественным и коммерческим организациям с просьбой по возможности оказать благотворительную помощь на материальную поддержку инвалидов по зрению, проведение реабилитационной, культурно-досуговой и оздоровительной работы с незрячими.
Среди дагестанцев высоко ценятся чуткость, внимание, сострадание к нуждающимся. Надеемся, что и сегодня без внимания не останутся люди, нуждающиеся в помощи и поддержке.
Подготовил Григорий Симаков