В разгар вступительной кампании «Молодежка» пообщалась с ректором Дагестанского государственного университета Муртазали Рабадановым, который рассказал много о себе и о возглавляемом им вузе.
— Вы стали и. о. ректора в 2007 году. Что вас, ученого, подвигло на участие в выборах на административную должность?
— В целом ситуация, сложившаяся в университете в начале нулевых годов, никого не устраивала, в том числе и руководство республики, и коллектив университета. Большинство коллектива на конкурентных выборах решило, что нужен человек со стороны, и поддержало мою кандидатуру, хотя во время выборов были большие дебаты. Кем меня только не называли, в том числе и модным ныне словом «варяг», поскольку на момент выдвижения я работал в Москве.
Но я подал документы и предложил свою программу развития вуза. Могу сказать, что многое из той программы реализовано, а нынешняя ситуация в университете в корне отличается от той, что была десять лет назад. А главное, тогда удалось объединить все здоровые силы и создать единую команду, нацеленную на преобразование всех сторон деятельности.
— На всех уровнях признается, что коррупция — одна из главных проблем России как государства. И система образования в общественном сознании считается одной из самых коррумпированных. Реально ли искоренить коррупцию в вузах? Может, у вас есть какой-то рецепт?
— Не думаю, что образование — самая коррумпированная сфера. Коррупционные факты существенно снижают качество образования, и в вузе, безусловно, должна быть создана атмосфера нетерпимости к таким явлениям. При этом сами студенты основным фактором таких проявлений указывают нежелание студентов учить предмет. Потому для нас очень важно получить подготовленных абитуриентов и чтобы в вузе был культ знаний. Ежегодные анонимные опросы студентов — это система из десяти вопросов — показывают, что уровень коррупции в ДГУ снижается. За последние десять лет положительные ответы студентов на вопрос о том, сталкивались ли они с коррупционными проявлениями, уменьшились втрое.
— За счет чего?
— Благодаря системной работе. Мы запустили проекты, направленные на исключение моментов, где коррупционные схемы наиболее часто встречаются. У нас запущена электронная информационная система «Деканат», которая позволяет отслеживать все эти процессы. Если, к примеру, студент в течение семестра получал двойки, а потом вдруг на сессии — положительную оценку, то это повод заинтересоваться работой преподавателя. Понимаете, взятки обычно не дают, если стоят оценки «хорошо» и «отлично». Вот когда речь о двойке — другое дело. Причем, может быть, один раз у него так получилось, на второй сессии — тоже. А если у него три или четыре сессии таких, то это означает, что он «решает вопрос», а не учится.
Внедрена система, когда студент оценивает работу преподавателя, тоже из десяти вопросов. Студента спрашивают, ясно ли преподаватель излагает материал, четко ли отвечает на вопросы, использует ли презентации и медиасредства и так далее…
Мы берем информацию о работе преподавателя, смотрим, какова успеваемость академической группы у этого педагога и успеваемость этой же академической группы у других преподавателей. Если его результаты явно отличаются, значит, проблема в этом педагоге. Когда возникают такого рода вопросы, мы сначала выясняем, в чем проблема, и, если видим явную коррупционную составляющую, с ним разрываем контракт, который обычно составляется на три года. Мы бережем каждого нашего преподавателя, но в данном вопросе не делаем исключений.
— Назовите несколько причин, по которым молодому выпускнику стоит поступать именно в ДГУ.
— Самое главное — качество образования и подготовки специалистов. Дагестанский государственный университет — старейший и самый большой вуз в республике. У нас с первых лет работы заложены традиции, которые мы соблюдаем и развиваем. Они направлены на то, чтобы выполнить главнейшую задачу вуза — дать хорошее образование молодым людям и выпустить образованного, интеллигентного, конкурентоспособного специалиста, который всегда найдет свое место в жизни и на рынке труда.
Мы активно работаем с молодежью. У нас запущено несколько программ поддержки молодых кадров. В ДГУ открыты молодежный инновационный центр, проектный офис, молодежный многофункциональный центр, проводим различные конкурсы, научные школы молодых исследователей с приглашением ведущих ученых страны. Ежегодно Министерство образования и науки Дагестана проводит конкурс среди молодых кандидатов и докторов наук. Так вот, в этом конкурсе, по итогам 2017 года, по всем номинациям победили молодые ученые нашего университета.
Не так давно завершился конкурс в кадровый резерв Дагестана. Более 60 % от числа победителей конкурса имеют диплом Дагестанского госуниверситета. Глава Дагестана Владимир Васильев на встрече с победителями заявил: «Вы соревновались между собой, а победил ДГУ!» В конкурсе «Лидеры России» в 2017-м 19 дагестанцев вышли в финальный этап, из них 11 — наши выпускники. Или вот на днях в финал международной олимпиады IT-Планета от СКФО вышли 12 студентов, из которых 6 учатся в ДГУ. Радуют спортивные результаты наших студентов — в прошлом году сборные ДГУ сразу по трем видам спорта стали чемпионами РФ среди вузов. Таких примеров много.
— Поступающих с каждым годом становится больше? Или меньше?
— Если мы говорим о студентах-бюджетниках, то контрольные цифры приема во всех вузах слегка падают. У нас по одним направлениям идет рост, по другим — уменьшение, а по некоторым — показатели держатся на одном уровне. Например, мы меньше стали готовить юристов, экономистов, социальных работников. За счет этого контрольные цифры приема в бакалавриат и на специалитет в ДГУ в этом году уменьшились. Но вместе с тем растет прием в магистратуру.
Отмечу, что, например, в такой важной области образования, как «Математические и естественные науки», по которой ДГУ готовит 90 процентов специалистов в республике, мы сохраняем стабильные контрольные цифры приема. По области образования «Гуманитарные науки», в которой доля студентов ДГУ в республике почти 80 процентов, у нас также контрольные цифры приема почти не меняются.
— Вы помните систему поступления в вузы через экзамен. Ее сменила система ЕГЭ. Споры до сих пор продолжаются. На ваш взгляд, ЕГЭ — добро или зло? Уровень абитуриентов вырос или упал?
— ЕГЭ, конечно, имеет свои недостатки, но в целом он сделал для абитуриентов поступление в вузы более простой процедурой. Следует подчеркнуть, что родители начали более тщательно следить за знаниями детей в школе, они активнее участвуют в родительских собраниях и в жизни школы.
Необходимо отметить, что после той огромной работы, которую провели и руководство республики, и Рособрнадзор, мы имеем ситуацию с более объективной оценкой знаний выпускников. И мы видим, что баллы ЕГЭ в основном стали соответствовать уровню подготовки абитуриентов с того момента, когда в Дагестане стали серьезно относиться к проведению экзамена, когда прекратился ЕГЭ-туризм и пресловутый экстернат.
— А уровень подготовки абитуриентов?
— В общем, в последние годы наблюдается небольшой рост уровня подготовки первокурсников. Если разбивать на блоки, то могу сказать, что в гуманитарном блоке мы имеем небольшой рост, но по естественным наукам, к сожалению, баллы ЕГЭ поступающих все еще низкие.
К большому сожалению, средние баллы ЕГЭ по естественным наукам у нас в республике ниже, чем по стране в целом. И выбирает экзамены по профильной математике или физике меньшая доля выпускников. В 2017 году в Дагестане, как и по всей России, был высокий выбор в пользу обществознания при сдаче ЕГЭ – 54 %. Стабилен интерес к истории — 21 % по России, 27 % по Дагестану. Доля выпускников школ, выбравших ЕГЭ по физике по России, — на втором месте — 26 %, а в Дагестане — всего 14 %. Над этими вопросами необходимо активно работать — в плане повышения качества и мотивации естественнонаучного образования.
— Широкая общественность часто не помнит, что университет — это не только учебное заведение. Это научный центр. Это исследования, разработки, открытия…
— Мы очень много внимания этому уделяем, более того, ввели рейтинг преподавателей, где учитываем, кроме всего прочего, их научные результаты. Для молодых ученых в университете созданы лучшие условия. К примеру, у нас работает самый молодой доктор наук по физике в России Заур Алисултанов. Он получил докторскую степень в 27 лет. Наш молодой ученый-эколог Алимурад Гаджиев — обладатель гранта президента России для молодых кандидатов наук. Наш молодой ученый-химик Фарид Оруджев — обладатель стипендии президента для молодых ученых, выполняющих перспективные исследования и разработки.
ДГУ сотрудничает с промышленными предприятиями Дагестана, в том числе с заводами оборонно-промышленного комплекса, а также с министерствами и ведомствами республики. В ДГУ функционируют 18 базовых кафедр, в частности на базе ОАО «Завод Дагдизель», ООО «Широкольский рыбокомбинат», ГТРК «Дагестан», редакции газеты «Дагестанская правда», где студентов готовят к будущей профессиональной деятельности.
Мы работаем с научными учреждениями Дагестана, ведущими вузами страны и индустриальными партнерами. Создано семь базовых кафедр на базе научных институтов ДНЦ РАН, лаборатории двойного подчинения по приоритетным направлениям. ДГУ — участник федеральных технологических платформ: «Перспективные технологии возобновляемой энергетики», «Технологии экологического развития», «Биоиндустрия и биоресурсы», «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение», «СВЧ технологии», «Технологии добычи и использования углеводородов».
При университете создан молодежный инновационный кластер, куда привлекаются исследователи вузов субъектов СКФО. На базе ДГУ три последних года проходят Межрегиональный молодежный инновационный конвент студентов вузов СКФО, Фестиваль науки Юга России, Межрегиональный научный форум «От идеи до проекта».
— Что может стимулировать молодого ученого целиком и полностью посвятить себя науке, кроме этой самой любви к науке?
— В основном сама любовь к науке. Говорить о финансовой, например, составляющей, не приходится. Поэтому это, прежде всего, любовь к науке и научной деятельности.
Наука — это такая сила и такой труд, которые можно и нужно любить. И хорошо, если это взаимно, конечно. А что означает взаимно? Это означает, что сама тема научных изысканий тебе интересна. И, что не менее важно, чтобы эта научная деятельность давала результат.
— Вы когда твердо для себя решили, что станете ученым?
— Говорить о твердости решения, конечно, трудно, но думаю, где-то в 8–9 классе. В известном смысле я классический отличник — учился в школе только на отлично, в университете за пять лет учебы у меня только отличные оценки. Может, потому я и люблю отличников, и поддерживаю отличников, и отрицательно отношусь к двоечникам.
А физика меня привлекла строгостью и логичностью законов. Дальше получилось так, что я стал заниматься одной из самых интересных и увлекательных областей физической науки — кристаллофизикой, которой посвятил немало лет в Институте кристаллографии Российской академии наук, где защитил кандидатскую и докторскую диссертации.
— Какая-нибудь научная разработка, которая была сделана в ДГУ и впоследствии приобрела прикладное значение… Можете привести несколько примеров?
— Вузам разрешено создавать малые инновационные предприятия для внедрения в практику своих научных разработок. Уставной капитал таких предприятий формируется из нематериальных активов интеллектуальной собственности. Мы создали около десяти таких предприятий. Назову конкретные примеры. В Кизилюртовском районе есть завод «Дагфос». У них горы отходов фосфорных удобрений, которые надо было утилизировать. Нашим химическим факультетом была предложена технология утилизации отходов фосфорных удобрений превращением их в фосфорную кислоту, которая в дальнейшем реализуется на рынке.
С помощью нашей передвижной лаборатории экологического мониторинга запущена программа создания электронных экологических паспортов муниципалитетов республики. Работа проведена в Кизилюрте, а также в Кизилюртовском и Дахадаевском районах, практически готовы экологические паспорта Унцукульского района и Махачкалы.
Мы запустили уникальный проект по исследованию прибрежной полосы Каспийского моря. Лаборатория позволяет обследовать состояние почвы, воды и воздуха. Мы уже изучили российский берег Каспия, с помощью местных вузов обследовали казахский и туркменский берега. Есть у нас договоренность с иранскими университетами, чтобы обследовать их часть побережья.
У нас при кафедре ихтиологии открыт аквакомплекс, функционирующий при тесном сотрудничестве с Широкольским рыбокомбинатом. Здесь в пяти бассейнах разводят стерлядь, белугу и осетра – эти виды рыб находятся на грани исчезновения. В аквакомплексе получают их икру, из которой выводят молодняк. Это практическая лаборатория, которая позволяет студентам и аспирантам изучать весь цикл воспроизводства рыбы, получение икры, а также участвовать в различных исследованиях, на основе которых издаются монографии и защищаются кандидатские работы.
Из наших разработок последних лет отмечу технологию получения гипохлорита натрия в качестве дезинфицирующего средства, опытное производство которого налажено на ООО «Экотех», уникальные технологии выращивания объемных кристаллов оксидов в интересах электронной промышленности, технологии атомно-слоевого осаждения для получения новых свойств и качественных характеристик новых материалов.
Комплексный проект по исследованию и разработке новых мощных СВЧ-устройств на основе технологии «нелинейный диэлектрик на карбиде кремния» также поддержан Российским научным фондом.
— А на разработку таких вот проектов от нашего правительства получаете заказы?
— Мы сами предлагаем проекты. В свое время выиграли конкурс Министерства образования и науки РФ по развитию инновационной инфраструктуры в российских вузах. Мы ее реализовали таким образом, чтобы вписать нашу инфраструктуру в потребности региона. И каждый наш инновационный проект связан с решением приоритетных задач республики.
— В вашей биографии есть такой интересный пункт — работа исполняющим обязанности мэра Махачкалы. Вы все время в науке были, и тут такая должность…
— Это было предложение со стороны руководства Дагестана. В той ситуации, в которой оказалась Махачкала и в общем республика летом 2013 года, необходимо было сохранить стабильной общественно-политическую ситуацию в столице и в то же время провести огромную хозяйственную работу. Напомню только, что глава республики тогда был в статусе исполняющего обязанности, а мэр столицы — достаточно сильная политическая фигура — арестован.
Все задачи, поставленные передо мной главой республики, были решены. Ни одна программа ни местного, ни республиканского, ни федерального значения не была провалена. Об этом, может, и нескромно говорить, но оценкой моей работы явилась высшая награда республики — орден «За заслуги перед Республикой Дагестан».
— Вы знали, что идете туда временно?
— Разумеется. Это был большой опыт для меня: и политической деятельности, и хозяйственной работы, и чиновничьей деятельности, и общения с совершенно разными людьми.
— Опыт руководства вузом помог вам как-то в этой должности?
— Да, конечно. Дагестанский государственный университет — сама по себе большая организация с большим хозяйством. И университетский опыт использования, например, элементов процессного управления хорошо пригодился на этой позиции.
И, конечно, я активно привлекал тот научный потенциал, который имеют университетские экономисты, юристы и управленцы. И привлекал сотрудников университета при решении кадровых вопросов, что давало, безусловно, положительный эффект.
— Вы депутат Народного Собрания. Наверное, университет за спиной с его научным потенциалом — большое подспорье для парламентария, для законотворчества?
— Абсолютно согласен. В том, что касается законотворческой деятельности, мне, может быть, чуть легче, чем другим депутатам. У нас есть юридический институт и много прекрасных юристов. Если у меня возникают какие-то вопросы по тому или иному закону, всегда есть возможность посоветоваться со специалистами в данной конкретной области. Но в депутатской работе и много общественной деятельности. Я представляю Дахадаевский район, и, конечно, приходится помогать в решении многих вопросов муниципалитета. Вот сейчас курирую строительство школы в сел. Шаласи. Надеюсь, к 1 сентября мы закончим.
Могу также сказать, что университет взял шефство над системой образования Дахадаевского района. Мы запустили целый ряд мероприятий по повышению квалификации учителей, проводятся различные семинары нашими профессорами и доцентами. Это дает результаты. К слову, результаты ЕГЭ прошлого года там очень хорошие.
Рамазан Раджабов
Читайте также: Силиконовая долина? Нет, ДГУ
В ДГУ проходят языковые курсы для волонтеров ЧЕ-2018 по борьбе