Этот город, точно, не даст мне скучать. Он постоянно преподносит мне сюрпризы. Ко Дню учителя «подарил» книги: двухтомник Луи Арагона о художнике Анри Матиссе, именно то, чего у меня не было в личной библиотеке. И еще хороший сюжет, по которому я написал неплохой рассказ «Ее величество Книга». Сегодня он опять преподнес сюрприз. И я, конечно же, собираюсь рассказать о том, что это за сюрприз.
Сегодня я решил минут на десять увеличить время утренней прогулки и, изменив маршрут, пошел по проспекту Петра I в сторону моста. Иду слева по тротуару, прошел от книжного магазина несколько шагов и вдруг… на порядочную длину тротуара надпись большущими буквами красной масляной краской «С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!! МАМА. СЫН» (последнее слово было внутри аккуратно нарисованного туза червей, что значит сердце). Надо же. Чтобы такое написать, по моему разумению, нужно выйти из дома глубокой ночью, когда город спит.
Прохожие, привороженные, останавливались, оборачивались к дому №51 и смотрели в окна, стараясь определить, в какой квартире живет эта счастливая мать: надпись смотрела именно на этот дом. Очарованный, смотрел то на надпись, то на окна и я. Невольно глаза мои устремились и в противоположную сторону улицы, где недалеко в парке под условной пирамидой гордо возвышается бронзовая фигура учительницы.
Она тоже мать, решил я, мать своих родных детей и мать для своих учеников. В свое время я посвятил ей и стихи и прозу. Может быть, писавший на тротуаре и ее имел в виду.
Но сегодня не об учительнице речь. Сегодня речь о матери, о которой великий русский поэт Некрасов в стихотворении «Рыцарь на час» сказал, что для матери нет ничего дороже детей своих, что дети для нее – все. Тяжело больной поэт просит Бога послать его матери радость свидания с умирающим сыном, а обращаясь к самой умершей матери, просит и ее:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!..
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном своим.
Сегодня речь о матери, о которой не менее знаменитый поэт Расул Гамзатов в стихотворении «Мама» говорит, что «мама» – это первое слово, которое произносим все мы, появившись на свет. А стихотворение он заканчивает так:
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски – «мама», по-грузински – «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Виктор Астафьев пишет, что если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы – оставить с ним мать. По его словам, ее не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
Я еще долго могу перечислять, кто из великих людей говорил о матери прекрасные слова, но разговор ведь о надписи на тротуаре. Давайте о ней и будем говорить.
Я уверен, что мальчик, написавший эти слова поздравления матери на тротуаре, никогда никому плохого не сделает, ни одного плохого слова никому не скажет. Этот человек – поэт и художник одновременно. Он написал не слова из сатирического стихотворения Маяковского «Канцелярские привычки» типа «здесь был Вася», которые поэт приводит как пример, порочащий человека, как злую усмешку и иронию над плохими привычками. Это совсем иное и нечто большее. Он писал от сердца. Не верите мне – идите и прочтите сами. Эту надпись ничто не сотрет: ни дождь, ни снег. И долго она будет красить самую красивую улицу города. Ее не сотрет и время. Кто бы он ни был, спасибо ему: он мысленно вернул меня в мою школу, в мой последний в жизни седьмой класс на открытый классный час, который я провел четыре года назад.
К открытому классному часу надо долго готовиться и учащимся, и самому классному руководителю, примерно с месяц. Ведь посетят его все классные руководители. Так было и у нас. Актив класса определил, на какую тему лучше его проводить. Итак, тема выбрана. Она была названа «Берегите матерей», потому что классчас был приурочен к 8 Марта. Основной материал – стихи дагестанских поэтов. Многие учащиеся выбрали стихотворения Расула Гамзатова. По одному-два – А. Абу-Бакара, Р. Рашидова, С. Рабаданова, Г. Багандова и С. Абдуллаева, в основном, даргинских поэтов.
Но классный час – это не только чтение стихов. В небольшой сельской школе с контингентом учащихся в 150 человек – это целый праздник.
Итак, открытый классный час в седьмом классе на тему «Берегите матерей» (по творчеству дагестанских поэтов). Эпиграфом взяты стихи Р. Гамзатова:
Мне горько, мама, грустно, мама,
Я – пленник глупой суеты.
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.
Из тринадцати учащихся класса шесть девочек выбрали стихи Р. Гамзатова: «О матерях», «Есть три заветные песни у людей», «Изрек пророк», «Воочью, так горцы считали…», «У очага», «Мать люльку качает в ауле», четыре мальчика поставили литературную композицию на его стихи и я, как ведущий, прочитал его же стихотворение «Мама».
«Почему же все-таки Расул Гамзатов?» – я до сих пор задаю сам себе этот вопрос. И сам себе отвечаю: «Культ матери принадлежит к лучшим традициям гамзатовской лирики». Не помню, у кого я одолжил эти слова. Но они точно не мои. Однако мне очень понравились. У Расула Гамзатова больше, чем у кого-либо, стихов, посвященных матери. И в одном из них он предостерегает сыновей, дочерей не быть такими, о ком говорится в следующей строфе:
Мне кажется, тот, чья душа очерствела,
Кто детство забыл и родимую мать,
Продаст незадорого друга и дело,
Тот с легкостью родину может предать.
Да, много стихов посвятил поэт матерям, а когда умерла его родная мать, написал поэму «Берегите матерей», где говорит, что, только потеряв ее, начинаешь понимать, как сильно любил ее. Он советует:
Щадите лучше матерей своих.
От собственных невзгод, от бед чужих
Оберегайте их любой ценою…
Своих живых, я заклинаю вас,
Жалейте матерей, пока не поздно.
Мальчик, сделавший городскую улицу поздравительной открыткой, я уверен, читал Р. Гамзатова и запомнил его стих «Жалейте матерей, пока не поздно». О себе же такое я вряд ли скажу: не то чтобы поздравить мать с днем рождения, я даже не знаю, был ли он у нее. Да и сама она не знала. И потому мне во сто крат горше. Однако я отвлекаюсь. Вернемся же к классному часу.
В других своих стихах поэт из трех людских песен две песни называет «песнями матерей».
Одна из песен всех других светлей –
Ее слагает мать над колыбелью.
Вторая – тоже песня матерей.
Рукою гладя щеки ледяные,
Ее поют над гробом сыновей…
А третья песня – песни остальные.
В стихотворении «Воочью, так горцы считали…» Гамзатов как бы боится прийти на материнскую могилу с нечистой совестью, а потом, все-таки навестив ее, становится чище душою.
Сейчас, в наше неспокойное время, когда погибают молодые ребята, я бы посоветовал всем, по чьей вине воюют между собой бывшие «братьями» в недавнем прошлом люди, прочесть эти слова поэта:
И грудь обнажила над сыном
Горянка в ауле опять.
И где-то бредет по руинам
От горя безумная мать.
Две матери: одна, кормящая грудью сына, и другая, ищущая погибшего сына по руинам. Разве эти стихи поэта не подходят к нашему времени? Еще как подходят!
Пока девочки читали и анализировали стихи, мальчики готовили литературно-художественную композицию. Другие мальчики и девочки пели песни на стихи А. Абу-Бакара, С. Рабаданова, С. Абдуллаева. Кто-то готовил классное помещение к предстоящему классному часу. Это была последняя репетиция. А было их не менее трех. Скоро сюда придут директор и завуч школы, обязательно организатор (это показатель ее работы), все классные руководители, почти все родители учащихся седьмого класса и другие желающие. И под аккомпанемент учительницы пения, ибо в седьмом классе еще есть урок пения, весь класс хором поет песню «Солнечный круг» с припевом:
Пусть всегда будет солнце.
Пусть всегда будет мама.
Пусть всегда буду я.
В самом конце классрук обязательно поздравит всех женщин с Международным женским днем и пожелает успехов в работе учительницам, отличной учебы ученицам, благополучия в семье матерям учащихся и счастья всем женщинам.
А самое интересное впереди. Это коллективное чаепитие. И здесь же в форме беседы обсуждение, как прошел классчас.
Вот какие сюрпризы мне преподносит иногда наш город!
Гаджимурад Раджабов