Роскошь человеческого общения сегодня всё чаще познается в ином измерении – виртуальном. «Facebook», «Twitter», «Instagram», «ВКонтакте», «Одноклассники»…
Все эти (еще относительно недавно мало знакомые слова) сегодня занимают много места в нашей жизни (а если о «наболевшем», то и отнимают много времени). Практически у каждого из нас есть как минимум один аккаунт в какой-либо социальной сети. И, по меньшей мере, один раз в день мы заходим на свои странички, чтобы посмотреть, что происходит у наших друзей, поделиться своими фотографиями, достижениями и т. д. Наверное, так и должно быть, ведь изначально функция социальных сетей — это площадка для общения. Но, как говорится, есть и обратная сторона медали…
Особую популярность социальные сети завоевывают среди детей и подростков. Чем же это обусловлено? Общение – важнейшая человеческая потребность. Именно в подростковом возрасте общение находится в авангарде деятельности и в рамках него происходит развитие личности. Нередко происходит так, что родители и учителя начинают терять свой авторитет в глазах подростка, а на первый план выходят сверстники, и стремление завоевать их уважение становится решающим фактором для подростка. Тут можно вспомнить облетевшую весь Интернет фразу американской девочки-подростка своей матери в ответ на ее замечание: «Если тебя нет в MySpace (американская социальная сеть. – Ред.), то ты не существуешь».
Что же такого находит подросток в социальных сетях? Здесь он похож на всех (одинаковые для всех окошки аккаунтов "ВКонтакте", "Одноклассники", "Твиттер"), но при этом имеет шанс отличиться (за счет большого выбора стилей оформления, музыкального и видеонаполнения, фотографий, аватарок, игр). Здесь очень просто найти нужного человека: если раньше это требовало длительного поиска, то сейчас достаточно ввести данные в поисковую строку. Контакты в соцсетях являются добровольными, в противном случае, их можно прервать в любой момент. И поскольку общение является одним из необходимых фаторов социализации личности, то стремление подростка к общению онлайн, вполне нормально.
Однако так ли всё безоблачно в использовании Интернета и, в частности, социальных сетей, я попыталась выяснить с помощью анкетирования. Всего было опрошено 43 учащихся 8 — 11 классов школ города.
88% подростков зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях, не зарегистрированы ни в одной — 12%. Кроме того, выявилось, что 40% подростков имеют несколько профилей в одной соцсети, что позволяет сделать вывод об их частом анонимном использовании.
Укрывание или презентация выдуманных сведений позволяет проявить большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален. Возможно, здесь реализуется и стремление к нетипичному, ненормативному поведению, характерному подросткам. Будучи анонимным, пользователь может показывать себя иначе, чем в условиях реальной жизни, а также проигрывать не реализуемые вне сети роли и сценарии. Популярность социальных сетей частично объясняется именно анонимностью, ибо это позволяет подросткам, имеющим проблемы с общением в реальной жизни, реализовать свою потребность в коммуникации виртуально. Подросткам, не испытывающим таких проблем в реальной жизни, Интернет дает дополнительные возможности для развития коммуникативных способностей.
Какие же социальные сети популярны среди махачкалинских подростков?
Лидером оказалась российская социальная сеть «ВКонтакте» – 100%; на втором месте «WhatsApp» – 76%; далее «Instagram» – 71%; «Одноклассники» — 16%; «Twitter» и «Facebook» – по 10%.
Основной целью посещения подростками социальных сетей является прослушивание музыки, просмотр видео и картинок — у 82%. «Пообщаться с друзьями», «поделиться информацией» в сеть заходят 74% учащихся, 32% учащихся — чтобы разместить свои фотографии, 8% из числа опрошенных ищут новые знакомства и 5% — преследуют цель поиграть в игры.
Примечательно, что ни один из опрошенных не считает виртуальное общение интереснее и увлекательнее живого диалога, и 80% детей предпочитают провести время с друзьями, чем сидеть в Интернете. То есть, можно заключить, что опасения взрослых по поводу того, что социальные сети заменяют современным подросткам живой диалог, не имеют под собой веского основания.
Также в ходе исследования выявилось, что большинство респондентов проводят в социальных сетях более 3 часов в день (55%). Проводят в режиме онлайн больше времени, чем собирались изначально, до 30% опрошенных детей. Однако при этом радует, что 76% подростков не испытывает отрицательных эмоций, если не получает доступ к Интернету по технической причине. Но, как правило, являясь средством времяпрепровождения, социальные сети, тем не менее, выступают в качестве факторов поглощения времени, которое могло быть потрачено более продуктивно.
Меня, как психолога, особенно волновал момент того, насколько безопасно использование Интернета для личности подростка. На вопрос «Всегда ли честно ты указываешь о себе в соцсетях такие личные данные, как дату рождения, школу, номер своего телефона?» — 16% ответили утвердительно, 37% отрицательно. 48% детей не всегда пишут правдивые данные о себе. Учитывая тот факт, что 40% детей имеют несколько профилей в одной сети, это ожидаемый показатель.
Радует то, что «открытым для всех» является профиль лишь у 8% детей, в то время как остальные открывают его лишь для друзей и близких, ограничивая в той или иной степени доступ к личной информации. Также большинство подростков (63%) добавляют в друзья только тех, с кем они знакомы сами или же имеют общих друзей.
Тревожным является тот момент, что 21% детей встречались с незнакомыми для них людьми из Интернета. 40% испытуемых оказалась знакома ситуация, когда фото и видео с их участием было размещено в соцсети без их разрешения на это. Последствия такого размещения (зачастую о которых не задумываются) могут быть самыми разными – от нелестных комментариев в сети до последующей травли в реальной жизни, что может повлечь психологические травмы для подростка.
Наверное, многие из нас при использовании Интернета сталкивались с неприятными картинками, нецензурной лексикой, навязчивой рекламой и прочими побочными моментами. А ведь наши дети пользуются «тем же» Интернетом (если только вы не применяете специальных настроек)! Выяснилось, что с негативным контентом в социальных сетях в той или иной степени сталкивается более 2/3 опрошенных детей.
Ну что, дорогие читатели, есть над чем призадуматься?
И всё же, несмотря на определенные опасности, которые таит в себе Интернет, трудно представить себе современного развитого подростка без компьютера, без стремления попасть в мир «всемирной паутины». Соблюдая правило «во всем хороша мера» и имея доверительные детско-родительские отношения, можно не беспокоиться о том, что социальные сети окажут на ребенка отрицательное воздействие. Важно учить детей жить в современном мире информационно-коммуникационных технологий как во время учебы, так и во время отдыха, общения, занятий своим хобби.
Наиля Эфендиева