О религиозной ситуации в Дагестане размышляет представитель Духовного управления мусульман Мухаммад-хаджи Магомедов.
— Мухаммад-хаджи, давайте прежде всего подробнее расскажем читателям о вас: когда вы родились, где учились, как начали работать в Духовном управлении?
— Родился я в Махачкале в 1974 году, учился в 40-й школе, потом поступил в ПТУ Буйнакска, после окончания стал изучать исламскую науку. Четыре года индивидуально посещал уроки, потом поступил в Чиркейский исламский институт.
Далее по приглашению муфтия РД приступил к работе главного редактора газеты «Ас-салам». После газеты стал работать в ДУМД. Окончил также и Дагестанский государственный университет в 2009 году.
— Иногда приходится слышать: мол, мечетей сейчас построено немало, но порядка, стабильности в советский период было больше…
— Система, которая была присуща советскому периоду, гораздо плотнее охватывала жизнь человека и общества. С ранних лет юного человека воспитывали как октябрёнка, потом – пионера, комсомольца, коммуниста. И идеология, и СМИ, и образование, и общественные организации, и государственная политика в целом – все работали в одном направлении.
Впоследствии люди вновь вернулись к пророческим призывам и религиозным ценностям. Стали быстро восстанавливать и строить то, что было разрушено коммунистической атеистической идеологией. Но сегодня об исламских ценностях можно услышать только в мечетях или посредством СМИ исламского направления. А параллельно этому ни школы, ни вузы, ни другие учреждения не имеют одну общую идеологию призыва к нравственности и религиозным ценностям — как на уровне государства, так и на уровне многих, к сожалению, преподавателей. Отсюда и отсутствие порядка и стабильности.
Сегодня человек из проповеди в мечети может услышать одно (если он вообще посещает мечети и прислушивается к проповедям); артисты, певцы, шоу-звёзды ему расскажут совсем другое; в Интернете он найдёт что-то третье; а друзья ему посоветуют ещё что-то… Такой человек может считать себя мусульманином (мусульманкой), но по многим пунктам придерживаться образа жизни, далёкого от ислама. А в голове – каша из разных понятий, из осколков разных мировоззрений. Так сказать, оттуда–отсюда.
Многие алимы пытаются объяснить людям, что тем человеком, с которого надо брать пример, является любимец Всевышнего пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Именно он является идеальным примером для подражания, именно он обладатель высокой нравственности и правильного поведения. Но некоторые люди живут, даже не задумываясь о том, к чему именно призывал Пророк (мир ему и благословение). А ведь если бы они со вниманием отнеслись к изучению жизнеописания Пророка (мир ему и благословение), то непременно нашли для себя много полезного.
В наше время людям, желающим более подробно изучать исламские науки, чтобы не было этой каши в голове, хотел бы посоветовать не странствовать в паутине Интернета в поисках правильного ответа, а обращаться к авторитетным алимам, которые сегодня находятся в шаговой доступности. А тем, кто находится в разных уголках страны, пользоваться проверенными сайтами.
— В этой связи, Мухаммад-хаджи, как считаете, возможно ли под контролем ДУМД открывать общеобразовательные школы (именно общеобразовательные), но с исламским содержанием?
То есть ученики в этой школе получали бы широкие религиозные знания, большое внимание уделялось бы вопросам нравственности, в целом в стенах заведения старались бы поддерживать атмосферу исламского благочестия. И, условно говоря, мальчики знали бы, что сквернословить нехорошо не только на уроках, но и на переменах, и вообще везде.
При этом в такой школе преподавали бы и языки (арабский, английский…), и историю, и географию, и математику, и химию. И другие полезные не шариатские дисциплины. По окончании выпускник мог бы учиться дальше как на имама мечети, так и на инженера-строителя, допустим. Но в любом случае его бы старались научить и воспитать как достойного богобоязненного мусульманина, знающего свою религию, следующего ей и при этом эрудированного, ориентирующегося в современном мире.
Как считаете?
— Да, действительно, подобные образовательные учреждения просто необходимы для наших детей. Так как подрастающее поколение, воспитанное на правильном изучении ислама, всегда будет проявлять уважение к старшим и, как вы сказали, не сквернословить, не пить, не курить и т. п. В общем, если охарактеризовать, это поколение будет понимать, что за все свои грехи придётся нести ответственность. Думаю, открывая такие школы, мы «рисуем», с помощью Всевышнего, правильное будущее наших детей, а также обеспечиваем себе качественную старость.
— Кстати, об алгебре. Слово-то арабское – ал-гебра. Как и ал-горитм, аль-манах, азимут (ас-сумут), арсенал, карта и многие другие, в том числе астрономические названия – Аль-дебаран и т. д. В своё время Исламский Халифат занимал лидирующие позиции в мире, в том числе и в науке.
Что же происходит сейчас с мусульманами? Где мы находимся? Нобелевские лауреаты из числа мусульман… Мы пользуемся компьютерами, мобильной и спутниковой связью, техникой, и, как правило, всё это разработано и произведено в немусульманском мире…
— Возможно, в отличие от былых поколений, мы просто плохие мусульмане – НЕбогобоязненные, НЕлюбознательные, ленивые, невежественные, НЕусердные? И с нашими слабостями связаны и наши проблемы?
Первые 500 лет ислама – это его развитие, так же, как и в начале Османской империи, мусульмане произвели фурор, внесли огромный вклад в развитие науки. Последующие годы, к сожалению, Исламский мир терпел много притеснений со стороны своих врагов. Не было стабильности.
Да и в более близкие времена, в советский период в Дагестане было убито и репрессировано много алимов. И это происходило у всех на глазах. Для изучения исламских наук людям приходилось прятаться от посторонних глаз. Думаю, это всё явилось причиной некого спящего режима среди мусульман. Сейчас могу точно сказать, что алимами проводилась огромная работа для восстановления религиозного уровня, и, надеюсь, исламские учёные ещё не раз заявят о себе всему миру.
Уверен, что за многими открытиями и достижениями современного мира — как в Европе, так и в арабских странах — тоже стоят учёные-мусульмане, но, когда вручают премии, не указывают на их религиозную принадлежность, и поэтому мы просто не обращаем на это внимание.
— Возможно, каждый конкретный Ахмед, Шамиль, Альберт должен думать не об ошибках мусульман «вообще», а сначала конкретно о себе, о своих упущениях, грехах, слабостях? При этом ислам требует быть неравнодушным и к делам уммы, положению братьев и сестёр по вере.
— Одно другому не противоречит. Одно – самому быть достойным муслимом – не исключает, а включает другое – небезразличие к делам окружающего мира. Он и к себе строг, и поддержку окажет брату, а где-то и сделает замечание, не промолчит. Он стремится к знаниям, но не для развлечения, а для того, чтобы использовать и реализовать эти знания в своём поведении, в своей жизни.
Конечно, мусульманин должен стараться вести себя достойно исключительно ради Всевышнего, а не для почестей и славы среди людей. Но, как правило, такой верующий – искренний, богобоязненный, праведный – и становится авторитетным и для других людей. И его слово может прозвучать для них более весомо.
P. S. В номере содержатся имена Всевышнего Аллаха и имя Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха), попадание которых в нечистое место по нормам Ислама не допустимо.
Альберт Мехтиханов