Каково состояние школьного образования сегодня? Что в нем нужно изменить или пересмотреть? Как должно складываться взаимодействие между учителем и учеником? Эти и другие вопросы – в беседе с отличником образования РД, почетным работником образования РФ, директором махачкалинской школы №42 Асадом Магомедовичем Омаровым.
— Бытует мнение, особенно среди людей старой закалки, что современная школа сильно уступает советской. Согласны с этим?
— Да, полностью. Советская система считалась в мире самой лучшей, почему же мы от нее отходим и начинаем брать что-то извне? Даже, допустим, тот же самый ЕГЭ. Что, разве наши профессора и ученые его сдавали? Нет, они сдавали обычные, традиционные экзамены по предметам и в дальнейшем становились сильнейшими специалистами. Что меняет теперь это нововведение по западному образцу, что оно нам дает? Та система, которая была при СССР, имела под собой мощную основу и отвечала абсолютно всем задачам и требованиям. Самое главное — она очень доступной была, лучшие умы нашей страны работали над тем, чтобы сделать ее простой и, в то же время, эффективной, проработанной, слаженной.
Можно было, конечно, ее чуть-чуть подкорректировать под современные условия, доработать, но не менять полностью.
Приведу элементарный пример – что такое ЕГЭ? Обыкновенная форма тестирования: перед учеником несколько вариантов ответов. Он наобум, совершенно случайно, ткнет на какой-нибудь вариант и угадает правильный.
Многие так и сдавали, кстати, получали проходные баллы. А в советской системе что было? Билет, учитель и ученик. Они беседовали друг с другом. Человек же не может по тесту определить, воспитанный ученик или нет, есть ли у него на самом деле знания в голове, есть ли кругозор. Поэтому важен личный контакт.
— Ваша основная задача как руководителя?
— Конечно, правильным ответом на этот вопрос было бы то, что наша задача — дать ребятам качественное образование, чтобы они были грамотными. Но я хочу ответить совсем по-другому. Дело в том, что нынешняя молодежь нездоровая. Для себя я в первую очередь ставлю такую цель – выпустить из стен школы здорового человека, полноценного гражданина, полезного для общества.
Для меня главное — воспитать в ученике человечность, порядочность, доброту. То есть именно те качества, которые мы сейчас, к сожалению, потихоньку теряем.
И я полностью поддерживаю Главу РД Рамазана Гаджимурадовича, когда он говорит, что нужно поднимать культуру. Для нас сейчас это действительно самое необходимое.
— При каких условиях диалог между учителем и учеником будет продуктивен и полезен всем участникам образовательного процесса?
— В первую очередь нужно достичь взаимопонимания. Когда принимаю на работу нового педагога, в первую очередь я обращаю внимание на его взгляды на жизнь, умение найти подход к детям, затем на образование и компетентность.
Человек может быть суперграмотным, знающим свой предмет как свои пять пальцев, но если он не умеет излагать свои мысли, не владеет навыками передачи знаний подрастающему поколению, думаю, из него учителя не получится.
Поэтому и от себя, и от своих учителей требую: говорите на одном языке с учениками, станьте для них другом. Нельзя на них смотреть свысока, они это сразу замечают.
— Каков статус преподавателя в современном обществе, на ваш взгляд?
— Очень низкий. Я тоже был учеником, тоже учился в школе. И для всех моих сверстников учитель был какой-то гордостью, примером для подражания, образцом во всем. Сейчас я этого не вижу.
Скорее всего, причина в том, что низко оценивается учительский труд в материальном плане. Часто говорят во всех СМИ, что нужно повышать качество образования. Я согласен с этим, но нужно начинать с другого. Качество образования само по себе повысится, если увеличится заработная плата учителя.
Сейчас, например, учителю, чтобы заработать 15 — 16 тысяч, нужно брать 29-30, а то и 35 часов в неделю. Это сумасшедший объем труда, при котором ни один учитель не сможет дать полноценный, хороший, творческий урок. А вот если бы педагоги трудились 18 часов и зарабатывали, ну, пусть 25 тысяч, он бы не думал ни о чем другом, работал бы от души, вкладывая в свое дело все свои силы. И тогда уже можно было бы спрашивать с него качество образования.
Помните, была встреча Путина на всероссийском учительском форуме? Там прозвучал такой вопрос: почему учителя в России берут полторы ставки, а не ставку и не две. Ответ такой – на ставку не проживешь, а на две ничего не успеешь.
— Что сегодня, по вашему мнению, вызывает особую тревогу, если говорить о процессах, происходящих в молодежной среде?
— Небывалый массовый отток молодого трудоспособного населения. Раньше у нас единицы уезжали куда-то поступать или работать. Думаю, играет роль социальная несправедливость, которая царит тут.
Все об этом знают, это не секрет. Как у нас раньше поступали в вузы – тот, у кого есть деньги, тот и прошел.
А в других регионах страны наших грамотных ребят ценят, их труд уважают, они получают хорошую зарплату там. У нас только-только начали говорить о том, что нужно возвращать хороших специалистов в Дагестан. Естественно, те, кто там хорошо обустроился, они никогда сюда не приедут. Я уже со многими разговаривал, многие мои ученики работают в крупных городах нашей страны, в хороших местах.
Года 4 назад у меня был инфаркт, через год пришлось ехать в Москву на операцию. Меня там обследовал наш земляк Расул Мусаев, ему где-то 35 лет, отличный специалист. Что, ему места не нашлось бы у нас здесь? Когда у него было желание работать здесь, на благо своей республики, за трудоустройство запросили большую сумму.
У нас сильно развито куначество. Если попросят хорошие друзья или родственники, человек, чтобы не обидеть, устроит на работу. Но если как специалист он ноль, то потихоньку будут подводить под сокращение. Потому что всем нужен знающий человек на рабочем месте.
Но многие замечают, что постепенно все эти негласные правила уходят, устаревают. То есть общество постепенно приходит к пониманию того, что важнее профессиональные качества работника, а не степень родства или связи.
Чтобы наши светлые умы оставались в Дагестане, нужно создать условия и обеспечить хорошей заработной платой. Я думаю, начало положено.
— Много случаев, когда выпускник школы ошибся с выбором вуза, специальности, понял, что ему не подходит та или иная профессия, это определенно не его направление. Как считаете, почему сложилась такая тенденция?
— У каждого ребенка есть свой дар. Пример – мой ученик на занятия вообще не приходил, постоянно пропадал в спортзале. Его хотели исключить, но я настоял, чтобы его оставили, потому что знал, что у него настоящий талант в области автомобилей. Он в 9 классе мог полностью разбирать и собирать мотор. Его тянуло к этой технике.
Зачем его умение губить? Но пришел отец и начал твердить, что его сыну нужно дипломированное образование и так далее. Я его еле уговорил, чтобы он сына устроил в ПТУ, там был как раз факультет мастеров авторемонта.
Через лет 7 — 8 я этого ученика вновь встретил. Передо мной останавливается роскошный «Мерседес», выглядывает парень и спрашивает: «Асад Магомедович, вы меня помните?» Я его еле узнал – солидный молодой человек, в Москве владеет собственным крупным автоцентром.
Я к чему это рассказываю – все люди разные. Кто-то тяготеет к умственному труду, у других предрасположенность делать что-то своими руками. Может, человек хорошим плиточником будет? Сейчас за такими мастерами очередь стоит. Но зачастую родительские амбиции мешают детям найти свое любимое занятие.
Вообще, я думаю, было бы правильнее всего ввести профильное обучение прямо с 5 — 6 класса. Чтобы дети к выпускному классу уже имели какое-то представление о своих способностях и склонностях, могли определиться с выбором будущей профессии.
— Ну и, конечно же, ваши пожелания молодежи Дагестана.
— В первую очередь — найти себя в жизни. Некоторые стесняются показывать свои увлечения – не надо стесняться, нужно идти вперед. Будущее Дагестана за молодыми. Во власти в основном люди зрелого возраста. Им нужна замена. Молодежи необходимо потихоньку вливаться во все процессы, сферы жизнедеятельности и поднимать свою республику. Желаю ей удачи, крепкого здоровья и сил для реализации поставленных перед собой целей.
Асият Ибрагимова