Имидж региона — сложнейшая работа, требующая знаний и навыков, которыми в совершенстве владели в СССР. В свой советский период Дагестан в сознании граждан страны был «родиной великого Расула Гамзатова, регионом особого ювелирного искусства, виноградной лозы и популярного коньяка». Идиллическая картина, «город мастеров». Сейчас это принято называть «брендом». Хотя многим из нас наверняка привычнее слово «репутация». А репутацию, как известно, трудно приобрести, легко потерять.
Очередной демонстрацией того, как сильно трансформировался образ республики за ее пределами, стал прошедший не так давно в концертном зале им. Моссовета вечер дагестанской культуры. Но для начала концерт стал поистине событием в культурной жизни Москвы и Дагестана. Атмосфера праздника и особенности организации выводят его за рамки рядового мероприятия в масштабах города и республики.
Инициатива проведения концерта принадлежит небольшой медийной компании «Кавказ-Шоу», руководитель которой Магомед Гасанов обратился в Общественный совет Постоянного представительства РД при Президенте РФ. Как водится, предложение вызвало у сотрудников Совета смешанные чувства. Восторга со скепсисом. Устроить яркое запоминающееся шоу в большом городе, где каждые выходные в концертных залах, музеях и клубах предлагается насыщенная программа на самый взыскательный вкус — дело рискованное. Главным образом для спонсорского бюджета. То, что мероприятие рассчитано на специфическую целевую аудиторию, успеха как правило не гарантирует. И каждый раз, предлагая развлекательную программу, устроители должны включить в нее нечто особенное.
В этот вечер «особенным» стало само впечатление от происходящего. Не хочется использовать штампы, но, похоже, без них не обойтись. Атмосфера праздника действительно была очень теплой, и ее сложно описать обычным набором подобающих случаю фраз. Хотя «единение», пожалуй, подойдет. Организаторы смогли привлечь этим вечером в зал Моссовета не только «дагестанских москвичей», но и разной степени коренных жителей столицы других национальностей. Именно их восторг и радость от встречи с «таким Дагестаном» стали тем индикатором, который позволяет определить, как резко подобные впечатления диссонируют с обычной реакцией обычного жителя Центральной полосы на само понятие «дагестанец». «50 оттенков красного» наших мокасин (вне времени, вне сезона) — вот теперь наш «национальный колорит» в представлении среднестатистического молодого жителя страны.
Как и когда мы потеряли свою репутацию? Вопрос из разряда риторических. Как ее восстановить? Необходима сложная комплексная работа, требующая огромных ресурсов: кадровых, профессиональных, научных, социально-политических, культурных и финансовых. Глава Республики Дагестан Р. Г. Абдулатипов определил эту работу как «создание бренда нового Дагестана» и назвал ее приоритетным направлением развития края.
Этот долгий и трудный путь мы проходим от самых истоков. Образование, наука, культура и СМИ станут главными инструментами построения гражданского общества в Дагестане. Общественные и партийные организации, при условии настоящей, полноценной их работы, создают в регионе климат, при котором у людей формируется активная гражданская позиция, социальная ответственность. А это и есть основы демократии.
Церковь — один из главных социальных институтов, на который возлагается большая часть просветительской работы в любом обществе. Ислам сегодня стал значимым фактором общественно-политической жизни республики. Проблемы вокруг искусственно привнесенных ориентиров радикальных исламистских движений в России точно охарактеризованы в уфимских тезисах Президента РФ В. В. Путина. «Новая социализация ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в Средневековье. Здесь важны и новые формы работы — через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодежные женские клубы». Сегодня отношения России со странами Арабского Востока взяли новый виток. Соответственно, на ислам (традиционный ислам!) и мусульманские регионы страны делается самая серьезная ставка, как на векторы развития этих отношений. Для Дагестана открываются новые возможности во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. А значит, мы должны перестать в равной степени и идеализировать, и демонизировать образ «лесных братьев», и совместными усилиями духовенства и органов внутренних дел очистить край от этой неорганической чужеродной субстанции.
Одним словом, внутри региона работа ведется на ментальном уровне. Там мы меняем образ жизни и мышления. А вот форпостом, генеральным штабом кампании по формированию положительного образа Дагестана за его пределами должно стать Постоянное представительство РД при Президенте РФ. Одна из основных функций постпредства — координационная пропагандистская работа. Авторы интереснейших и наиболее значимых в области профессионального маркетинга книг Джек Траут и Эл Райс в одной из своих работ «Позиционирование. Битва за умы» очень точно описывают, как успех предприятия зависит от структурного подхода к его реализации. Целенаправленное и поступательное движение к цели позволяет не «размениваться» на пути к ней. Одним словом, старая добрая пропаганда, четко проведенная по всем своим законам, послужит сейчас для «перезагрузки» общества и по принципам социальной психологии приведет к оздоровлению социально-политического, а как следствие, и экономического климата в Республике Дагестан. Ведь очевидно, что неблагоприятная атмосфера внутри региона делает его инвестиционно непривлекательным. Это влечет за собой тяжелые экономические последствия. Т. е. нам просто невыгодно быть «злыми, страшными, танцующими лезгинку на площадях»!
Сегодня агитация и пропаганда ведутся с помощью современных инструментариев. В нашем XXI веке информационные войны предшествуют войнам «физическим». Авторы пресловутых «цветных революций» в совершенстве владеют социальной психологией, маркетингом, в той его части, в которой он применим для «продажи» и продвижения идей и PR. Вызовы времени — новейшие технологии, которые необходимо использовать в идеологической работе. «Бойцы информационного фронта» мастерски используют все существующие ныне медийные платформы для внедрения перечисленных выше знаний и техник. Нам они понадобятся для сугубо мирной работы.
Главной целевой аудиторией почти во всех масштабных проектах остается молодежь. Применительно к России «технологи» хорошо понимают, что ее нынешнее население попало в уникальный период слома эпох. Люди, живущие на одной территории, родились в разных странах. И наравне с «языком вражды» общество разделяет на части и «язык поколения». 25 лет научно-технических инноваций изменили мир так, как он не менялся за 5 тысяч лет цивилизации. В нашей стране этот период сопровождался революциями и локальными конфликтами. И у каждого нового поколения появлялся свой язык, свой сленг. Все, как у Аксенова в «Острове Крым», Берджеса в «Заводном апельсине», Дж. Оруэлла в «1984».
Но вернемся в наши дни. Контент-маркетинг, сео-оптимизация, PR, SMM-менеджмент, контекстная реклама, флеш-блоки, таргетинг — все эти и множество других терминов прочно вошли в жизнь специалистов современной пропаганды. Та же ситуация в молодежной языковой среде. В их словаре и головах появилось огромное количество понятий и образов, которые на них воздействуют. Старым словам они придают иное значение, нежели люди старшего поколения. Все это необходимо знать, понимать и использовать. Таким образом, для полномасштабной, некустарной и системной работы Постпредства нужны крепкие специалисты, которые смогут развернуть профессиональную деятельность со знанием дела. И, наконец, необходимы дополнительные средства для того, чтобы концерты, подобные состоявшемуся 11 октября в зале Моссовета, приобрели регулярный характер, т. к. это часть нашей самобытности и мы должны рассказать о ней тем, до кого хотим достучаться. Да, это стоит денег. Но, как гласит народная молва, «пропиваем больше». Эти затраты из тех, что вернутся сторицей, когда мы перестанем посвящать свои конференции и круглые столы «проблемам» интеграции, а просто вновь почувствуем себя частью своей страны. Наша экспансия будет исключительно культурной. Мы расскажем о себе, а имеющий уши да услышит. Аминь!
Хаджимурад Гаджиев, председатель Общественного совета при Постоянном представительстве РД при Президенте РФ