В современном мире роль дополнительного образования для подготовки подрастающего поколения сильно возрастает. Оно призвано решать важнейшую проблему социального характера, связанную с развитием детских способностей и задатков, которые могут остаться незамеченными при получении основного образования. В связи с этим мы сегодня в гостях у директора Буйнакского районного центра развития одаренности имени Зайнала Бамматова — Аиды Залимхановой.
— Аида Олеговна, вашему центру всего два года. Но за это время вы успели так много сделать! О вас говорят с уважением, к вам приходят за опытом, вам доверяют…
А как родилась идея создания подобного центра, что этому предшествовало, и в чем смысл вашей работы?
— Официально центр открыт в январе 2013 года. Но работа с одаренными детьми велась мной, как заместителем начальника Управления образования Буйнакского района, с 2011 года. А до этого я 14 лет проработала завучем республиканской школы-интерната, что позволило накопить серьезный педагогический опыт, увидеть недостатки образовательной системы и сформировать четкое представление о дальнейшей работе с детьми. Предложение о создании Центра развития одаренности было морально и материально поддержано главой Буйнакского района Д. Х. Шихсаидовым, который не только помог воплотить идею в жизнь, но также принимает самое активное участие в наших мероприятиях и приветствует все начинания. Своей целью мы считаем поднять уровень дополнительного образования в Буйнакском районе, раскрыть разнообразие детских талантов.
— С какой категорией учащихся вы работаете?
— Отличительная роль системы дополнительного образования детей — психотерапевтическая, поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования как правило удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».
Еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения — эмоциональная насыщенность. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка.
Дети, с которыми мы работаем — это учащиеся среднего и старшего звена, обладающие неординарными способностями. В нашем «Банке одаренных» более 1600 детей!
— Какие личные задачи стояли перед вами, когда взялись за нынешнюю работу, и насколько вам удалось их решить?
— Президентская программа актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе. Но она, к сожалению, рассматривается через призму школьного образования, что не способствует развитию, накладывает отпечаток вторичности и несерьезности. На сегодня классно-урочная система выстроена так, что она рассчитана на средний стандарт образования, не дает возможности детям раскрыться. Наша задача — собрать детей, объединённых не по возрастным признакам, а по общим задаткам, интересам и склонностям. А также привлечь успешных специалистов, достигших высоких результатов в выбранной области, причем не всегда педагогов. А результатом таких встреч являются положительные детские эмоции, получаемые от общения со сверстниками, взрослыми, думающими так же, горящие детские глаза и невероятный стимул для движения вперёд!
— Статус любой организации определяется в первую очередь реализованными проектами. Можете рассказать о наиболее ярких и знаковых проектах БРЦРО?
— Да, конечно. Арт-медиа-проект, запущенный 2 года назад, процветает и радует любителей изобразительного искусства. Именно он подарил нам знакомство с юным художником Фазилем Мамаевым, чей талант и упорство были замечены художницей из Франции. Она с радостью презентовала Фазилю профессиональный мольберт и краски.
Также у нас действует проект «Вдохновенье», позволяющий литературно одаренным детям творить и потом, в качестве поощрения, читать свои произведения в изданном центром поэтическом сборнике. Салим Герейбеков из Карамахи, ныне студент филфака ДГУ, издал свой поэтический сборник; Сурия Салимова из Нижнего Дженгутая, ныне студентка факультета дагестанской литературы ДГУ — они оказались замеченными нами и, надеюсь, вдохновленными на дальнейший рост!
Проект «Золотая нота» выявляет юных талантливых певцов и музыкантов. Проект «Конструирование» — технически одаренных ребят, и это направление поддержал глава администрации Буйнакского района М. Т. Маликов. Глава района Д. Х. Шихсаидов учредил Конкурс исследовательских проектов, что позволило сделать шаг вперед в популяризации этого непростого направления в работе.
— Аида Олеговна, нам известно, что ваш центр открыл авиамодельный клуб «Пилотаж» на базе Кафыркумухской школы. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
— Открытие авиамодельного клуба поможет восполнить сразу несколько пробелов в работе учреждений дополнительного образования. Среди подростков увлечение техническими видами творчества было и остается весьма популярным. Проблема в том, что крайне не хватает секций и опытных руководителей, способных возродить это движение и вернуть ему былую массовость. Республиканская Федерация авиамодельного спорта уделяет большое внимание развитию именно молодежного моделизма, плюсов у которого немало.
В процессе изготовления моделей дети учатся работать руками, творчески мыслить, развиваются межпредметные связи со многими школьными дисциплинами, такими как: черчение, алгебра, геометрия, физика, химия и даже физкультура, что положительно сказывается на успеваемости. Детей ждут интереснейшие процессы создания моделей, овладение измерительными, слесарными и электрическими инструментами, увлекательные запуски и азартные соревнования различного уровня — от межкружковых до республиканских.
Конечно же, не все ребята станут летчиками или авиационными инженерами, но все они приобщатся к технике. Фееричное авиа-шоу, на котором руководитель кружка, многократный чемпион Дагестана по авиамодельному спорту Али Бамматов, а также представители Федерации авиамодельного спорта продемонстрировали модели различных самолетов, украсило открытие кружка. Картина была завораживающей: фигуры высшего пилотажа в исполнении мини-самолетов на фоне синего неба, парящих орлов и высоких гор!
Событие стало для нас очень важным и своевременным. Ведь это еще один шаг к поднятию уровня и статуса дополнительного образования.
— По каким направлениям вы работаете? Стоит ли ожидать в ближайшее время появления новых направлений деятельности?
— Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования: педагоги разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.
— Мы слышали, что ваш двор украшает интересная скульптура. Расскажите о ней.
— Да, так и есть. Это памятник, олицетворяющий защиту детства. Скрещенные над ребенком родительские руки позволяют ему избавиться от страхов, которые неизбежно сопровождают человека в любом возрасте, но в то же время мешают в достижении целей. На скульптуре написано:
«Присядь, чтоб ощутить защиту камня, который воплотил в себе покой
А также пониманье близких самых, скрестивших руки над тобой!»
— Какие черты характера помогают совершенствоваться в вашей работе?
— Я считаю, чтобы руководить грамотно и профессионально, необходим, конечно, опыт. Но не менее важно иметь организаторские задатки и лидерские качества.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Я не считаю свою работу сложной, поскольку она мне интересна. Насыщенная — да. Забирающая много энергии и сил — конечно… Но есть то, что, я бы сказала — печалит, не может не мешать… Пренебрежение общепринятыми нормами, дилетантство в работе, бескультурье и прочее — то, что подрастающее поколение не должно видеть в тех, кто является для них примером… Тяготит то, что мы вынуждены детям врать, рисуя им светлое будущее, но не объясняя им, что «только на фоне черного можно увидеть белое», не подготавливая их к так называемой взрослой жизни…
— Что никогда не должен делать руководитель?
— Отвечая на этот вопрос, позволю себе поделиться с вами «Кодексом делового поведения руководителя», который в большинстве сформировал мое отношение к работе:
— Не кричи! Кричащего плохо слышно.
— Умей отказаться от своего неверного решения. Это важнее ложного престижа.
— Не бойся талантливых подчиненных.
— Уважай в себе и в других человеческую личность.
— Давай распоряжения твердо, но вежливо. Вежливость, такт, приветливость — неотъемлемая черта хорошего стиля руководителя.
— Не делай замечания подчиненным в присутствии посторонних лиц.
— Сочетай гуманность, такт, приветливость — с требовательностью. Это предпосылка здорового морального климата в коллективе.
— Опишите идеальную обстановку на работе.
— Идеальная обстановка на работе — это у нас! Приходите к нам и убедитесь! Я, как руководитель, искренне благодарна работникам центра за то, что они доверились мне, откликнулись на мое предложение работать вместе, оставив свои прежние места работы, в то время, когда я не была до конца уверена в реализации своего проекта. День нынешний показывает, что я не ошиблась в выборе коллег, а они, надеюсь — во мне. Мы идем на работу — с удовольствием! На работе отдыхает душа! Не каждый может этим похвастаться. Этого я искренне желаю всем!
— Участвует ли ваша организация в серьезных, престижных конкурсах? Похвастайтесь, пожалуйста!
— Мы являемся обладателями 5 грантов Президента Дагестана. В этом году наш центр занял первое место в республике среди учреждений дополнительного образования. Два первых, два вторых, два третьих места в республике заняли наши педагоги за авторские программы дополнительного образования. За этими наградами стоит титанический труд и безграничный энтузиазм работников центра, а также талант и способности детей.
— Работа приносит вам моральное удовлетворение?
— Да, я вполне могу назвать себя счастливым человеком, ведь несмотря на все сомнения и страхи, я смогла воплотить в нынешней работе все свои мечты и планы…
— И в заключение, что бы вы хотели пожелать молодежи Дагестана?
— Мы, взрослые, хотим вам сказать, что мы вас любим! Если порой мы слишком опекаем вас — не сердитесь! Говорят: «Старики так любят давать мудрые советы, потому что сами уже не способны совершать дурные поступки»… Хочется пожелать вам, чтобы все ваши поступки вы соизмеряли с вашей совестью. Ведь за каждым дурным поступком обязательно следует наказание… А еще… Самое большое богатство — это ваша честь! Сохраните ее и никогда не теряйте уважение к себе! Позвольте подарить вам небольшое наставление от человека, который тоже был молодым: «Пять качеств карандаша».
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Всевышнего. Всегда вверяй себя Его воле.
Во-вторых: чтобы карандаш писал, приходится его затачивать. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг.
Самина ХАНОВА