С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Какие новшества и изменения этот документ несёт для нуждающихся в социальном обслуживании граждан? На этот и другие вопросы нашему корреспонденту по Тарумовскому району отвечает директор ГБУ РД КЦСОН МО «Тарумовский район» Лариса Бацина.
— Лариса Юрьевна, почему пришли к необходимости принятия нового закона о социальном обслуживании граждан? Неужели действующее законодательство не отвечает требованиям современности?
— Тут необходимо вспомнить, что тот Федеральный закон, на который мы опираемся сегодня в своей работе, – №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», был принят еще в 1995 году. Тогда за социальное обслуживание отвечал и федеральный центр, и регионы. С 1 января 2005 года полномочия по предоставлению социальных услуг переданы субъектам, и каждый начал работать, исходя из своих возможностей.
Новый закон считаю очень важным и своевременным, он в полной мере отражает современные реалии, учитывает опыт, в том числе и негативный, применения предыдущих законов, повышает доступность социальных услуг для населения, конкретизирует ответственность организаций, оказывающих их.
Цель этого документа – ввести единые нормы социального обслуживания населения на всей территории России – это то, чего работники организаций социального обслуживания населения очень долго ждали.
— Скажите, пожалуйста, какие новации закона являются наиболее значимыми и наиболее важны для понимания его сути?
— Принципиальное здесь, я в этом уверена, это цели социального обслуживания. В новом законе они пояснены следующим образом: «Улучшение условий жизнедеятельности человека и расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности».
— Насколько мне стало понятно, одним из главных, принципиальных новшеств, вводимых им, станет «индивидуальная программа предоставления социальных услуг». Что из себя будет представлять этот документ, кто его разработает, не добавит ли он гражданам лишней головной боли, связанной с постоянным переоформлением?
— Хочу сразу отметить, что новый закон создает более комфортные условия для получателей социальных услуг. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг – это, образно говоря, «дорожная карта» оказания помощи. Кстати, ее форма определяется Министерством труда и социальной защиты РФ, и разрабатываться она будет сразу на три года. Конечно, если понадобится, то можно делать это и чаще: если изменились потребности гражданина в социальных услугах.
Составление программы – прерогатива комплексных центров социального обслуживания населения в муниципальных районах и городских округах (далее – центры) по месту жительства гражданина на заявительной основе. Правда, предварительно центр должен признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и установить его индивидуальную потребность в социальных услугах. В программу включаются: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков и социальное сопровождение. Она носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный.
Покажу на одном примере. Обладатель такой программы, к примеру, решил переехать. Если это происходит в пределах нашей республики, то какими услугами он пользовался до переезда, этот же перечень ему предоставят и на новом месте. Никакого нового документа составлять не надо. Более того, даже если гражданин переехал в другой регион, то индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в том объеме перечня социальных услуг, который установлен в этом субъекте Российской Федерации.
— Не сомневаюсь, что тех, кто подпадает под действие нового закона, больше всего будет интересовать только одно — кто получит социальные услуги на бесплатной основе?
— Совершенно бесплатно помогут, во-первых, несовершеннолетним детям. Во-вторых, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов. В-третьих, гражданам, чей среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума. Кому-то покажется, что список коротковат, а между тем, мы прогнозируем увеличение числа получателей социальных услуг на бесплатной основе.
— Где именно им могут предоставить услуги?
— В новом законе более четко определены различия в формах социального обслуживания: на дому – наверное, здесь не нужны дополнительные разъяснения; в полустационарной форме – подразумевается социальное обслуживание в определенное время суток; в стационарной форме – тут речь идет о постоянном временном или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
— В статье 22-й нового закона речь идет о «социальном сопровождении». В развитых странах такой вариант социального обслуживания давно прижился и очень востребован. Вопрос в том, какое «наполнение» предусматривает этот термин в российском законе?
— Если уж быть совсем точными, то прежним законодательством социальное сопровождение тоже предусматривалось, но в составе социальных услуг. Теперь оно выделено отдельно, и мне кажется, такой подход более полезен с точки зрения комплексности помощи. Социальное сопровождение в интерпретации нового закона предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. В его основе – межведомственное взаимодействие организаций, оказывающих такую помощь. Следует отметить, что мероприятия по социальному сопровождению обязательно отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
— С января будущего года в сферу социального обслуживания допустят и некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Новый закон дает зеленый свет и открывает огромные возможности для социального предпринимательства. Думаю, это даст хороший импульс для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере.
— Неужели любой может прийти на этот рынок?
— В принципе, кто угодно, но всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Будет создан Реестр поставщиков социальных услуг, а чтобы попасть в него, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо соблюсти целый ряд установленных требований.
Кроме того, никто не отменяет государственный контроль в сфере социального обслуживания. А на новом этапе к нему добавится еще и общественный контроль: его будут осуществлять общественные организации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей. Одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
Наше Министерство, со своей стороны, создаст необходимые условия для проведения этой оценки. Так, например, на официальном сайте появится такая вкладка, воспользовавшись которой, граждане смогут выразить свое мнение о качестве оказания социальных услуг. Реестр поставщиков тоже будет размещен на нашем официальном сайте. Следовательно, каждый гражданин сможет ознакомиться с необходимой ему информацией: по какому адресу располагаются поставщики, какие услуги они предоставляют, каковы результаты проведенных проверок.
— В каких случаях и какие организации социального обслуживания получат право на компенсацию на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, и как будет определяться размер выплачиваемой компенсации?
— Компенсация будет выплачиваться юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, включенным в Реестр поставщиков социальных услуг Республики Дагестан, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), на возмещение затрат (части затрат), связанных с предоставлением социальных услуг получателям социальных услуг в соответствии с их индивидуальными программами. Размер компенсации будет определяться, исходя из утвержденных Министерством тарифов на социальные услуги, рассчитанных на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, фактического объема оказанных услуг и условий предоставления социальных услуг (бесплатно или на условиях частичной оплаты).
— Лишь прослышав про какие-то законодательные новшества, народ начинает тревожиться: а вдруг окажется больше минусов, чем плюсов?
— Такое беспокойство вполне понятно, ведь любые изменения предполагают, как сейчас модно говорить, выход из зоны комфорта, хотя не факт, что там было хорошо, может, просто привычка. В нашем случае ситуация осложняется тем, что мы работаем с социально уязвимыми категориями населения, жизнь которых полна сложностей. Хочу подчеркнуть, что все наши учреждения социального обслуживания продолжают свою работу в штатном режиме, и ни на один день в связи с нововведениями граждане, которые получают социальные услуги, не лишатся их.
Поскольку неизбежно будет сравнение — «как было и как стало», то отмечу, что в связи с предстоящими существенными изменениями в законодательстве предусмотрены так называемые переходные положения. Если коротко, то их суть в том, что перечень, условия предоставления социальных услуг не могут быть ухудшены, по сравнению с тем, какими они были на 31 декабря 2014 года. Конечно, в период внедрения нового закона возможны какие-то одномоментные трудности, но, думаю, они никоим образом не скажутся негативно на тех, кто находится у нас на социальном обслуживании.
Григорий Симаков