Сегодня мы находимся в расположенном у федеральной дороги в 30 км от Махачкалы с. Кульзеб Кизилюртовского района. И первым делом направляемся в среднюю школу. Со слов директора Гаджимусы Муртузалиевича Муртузалиева, она построена в 1957 г., когда здесь были расселены переселенные в ЧИАССР в годы войны жители сел. Кульзеб Чародинского района. В 1981 году на территории старой школы была сдана новая типовая, где сегодня и идет учебный процесс. А в 2012 г., благодаря помощи и поддержке главы района М. Шабанова, в ней проведен капитальный ремонт. Сегодня здесь 252 учащихся и 36 педагогов. В школе созданы все условия для полноценной учебно-воспитательной работы. |
Среди 25 школ района по комплексу показателей (рейтингу) за 2013 — 14 учебный год школа заняла 5-е место. Совместно с родительским комитетом и имамом мечети активно ведется работа по противодействию экстремизму и терроризму. В школе нет ни одного ученика, состоящего на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
После такого предварительного ознакомления общего характера мы и встретились с отличницей учебы, ученицей 11 класса Аминат Махантовой.
— Аминат, ты спокойно занималась в своем классе, и совершенно неожиданно тебе сообщили, что приехали журналисты и хотят поговорить с тобой. Как ты восприняла эту новость?
— Я не ожидала, что меня считают самой достойной, заслуживающей это отличницей. Для меня это было волнительно, даже не знаю, что сказать, просто нет слов…
— Для тебя это оказалось неожиданностью, а для директора школы и учителей — совершенно нет, они действительно считают тебя таковой. Если честно, они в этом правы или в чем-то ошибаются?
— Надеюсь и думаю, что правы, во всяком случае, во многом.
— В твоем понимании, что значит быть отличницей?
— Хорошая учеба, примерное поведение, отсутствие нарушений.
— В понятие «хорошая учеба» ты вкладываешь хорошие оценки или…
— Нет, прежде всего это хорошие знания, оценки — не самое главное. Главное — это понимание того, чем ты занимаешься, понимание сути предмета, то, что остается в тебе после уроков.
— А если говорить об оценках, у тебя одни пятерки?
— Текущие и четверки есть, даже тройки. А все четвертные, полугодовые с самого начала учебы у меня пятерки. Я стараюсь так идти.
— Если спросить отвлеченно — стараешься во имя чего, зачем тебе это, легче же быть в середняках?
— Легче, но неправильно. Я очень сильно стараюсь идти на аттестат с отличием, так как это поможет мне при поступлении. А полученные знания помогут в дальнейшей жизни и в любой ситуации. Я хотела и хочу, чтобы родители всегда гордились мною, чтобы они не волновались за меня. И поэтому стараюсь их не огорчать, не беспокоить.
— У тебя есть желание учиться и соответствующие стимулы для этого. А учебно-материальная база, другие условия этой школы дают тебе такую возможность?
— При наличии у учеников желания учиться и получить хорошие знания, в школе есть все условия для этого, всё как положено.
— Со своей будущей специальностью ты уже определилась?
— Да, я хочу поступить в университет, на факультет прикладной информатики в экономике.
— Звучит слишком уж серьезно для молодой девушки, чем был определен такой выбор?
— Я хорошо владею компьютером, хочу заниматься программированием. Это то, чего я хотела с детства. Это мой выбор. Это моё.
— Твои любимые предметы?
— Естественно, английский, информатика и литература.
— Русским ты владеешь в совершенстве, на начальном уровне английским, а родным аварским? Если прямо сейчас я перейду на аварский, сможешь поддержать беседу?
— К сожалению, аварским владею не очень хорошо. И если перейдете на родной, я пойму, о чем вы говорите, но ответить на нем не смогу.
— Незнание или слабое знание родного языка, на твой взгляд, это плюс или минус?
— Это большой мой минус. Минус, который я постараюсь исправить.
— Учеба отнимает всё твое время?
— Конечно, я не сижу за учебниками постоянно, оставляю себе и свободное время. Беспрерывно заниматься — это тоже нехорошо, неправильно. Я слушаю разную музыку, читаю литературу, в основном фантастику, с братом и сестрой смотрим фильмы и т. д.
— Газеты республиканские читаешь?
— К сожалению, нет.
— Вот на стене этого кабинета висит портрет В. Путина, он смотрит на нас, а может, и слушает. Что бы ты смогла в нескольких словах о нем сказать?
— Как я думаю, он очень хороший Президент, всё делает для блага нашей страны.
— Здесь нет портрета Р. Абдулатипова, но всё равно он с нами. Каково твое мнение о нем?
— Его портрет висит в фойе нашей школы. Я, конечно, многого не знаю, но не могу сказать, что плохого мнения о нем, я не считаю его плохим руководителем.
— Кульзеб — твое родное селение. Как здесь живется, тебе оно нравится?
— Я действительно очень сильно люблю свое селение. Бывает так, что если мы с семьей хотя бы на день–два уезжаем куда-нибудь, меня сильно тянет обратно, и после возвращения на душе становится как-то спокойно.
— У вас дома есть свое хозяйство?
— Да, занимаемся огородом — у нас различные деревья, клубника, кукуруза, картофель и т. д. И мне нравится там работать, я с удовольствием помогаю родителям.
— Всем известно, что Кульзеб и ближайшие села являются клубничным краем. Допустим, мы приедем сюда в сезон её уборки, нас, интересно, угостят ею?
— Конечно!
— Откуда у тебя такая уверенность?
— У нас очень гостеприимные люди, и здесь всегда принято угощать гостей тем, что у нас есть.
— Сейчас обеденное время, раз здесь такие гостеприимные люди, если мы сразу после этой беседы зайдем к вам домой, чем ты нас угостишь?
— Прежде всего предложу чай. У нас есть различные заготовки, салаты, варенья — это всё поставлю на стол. Если вы подождете, запеку картошку с курицей в духовке. Также смогу приготовить хинкал аварский…
— А какими словами ты бы хотела завершить сегодняшнюю беседу?
— В первую очередь хотела бы поблагодарить своих родителей за то, что они меня так хорошо воспитали, дали мне всё, чем сейчас я владею. Выражаю благодарность своим учителям, хочу сказать спасибо своим друзьям, близким и родным, без их помощи и поддержки я бы, наверное, не смогла быть такой, какая есть. Я их всех очень люблю и желаю им всего самого наилучшего.
Абаш Абашилов