Перед новогодними праздниками мне по сайту «Одноклассники» прислали странное фото. «В чем же заключается его странность?» — спросите вы. Да в том, что на фото нет ничего, кроме… огромного множества морщинок. Они и на лбу, и на бровях, вокруг глаз и на ушах, на подбородке и шее. А расположились они по лицу горизонтально и вертикально, кругами и полукругами, вкось и вкривь. |
До сих пор я думал, что самые глубокие морщинки только на лицах всемирно известного исследователя Мирового океана Жака-Ива Кусто и знаменитого французского актера Жана-Поля Бельмондо. О дедушке Вазане (так зовут обладателя этих прекрасных морщинок на присланном мне фото) я незаслуженно забыл. Вот мне и напомнили об этом через сорок с лишним лет.
Итак, это был 1971-й или 72-й год. В то время я часто пропадал на улице Ленина, в районе кинотеатра «Комсомолец». И здесь, в фойе кинотеатра, я впервые увидел эту фотографию. Она висела на стене в двух метрах от пола и привлекала всеобщее внимание. Снизу было написано «Дедушка Вазан». При каждом удобном случае я указывал своим знакомым на фото и говорил, что Вазан – мой сельчанин и отец моих хороших друзей.
И жил Рамазан (так звали Вазана по паспорту) 94 года. До последнего своего дня на этом свете пил водку и курил. Говорили, что он когда-то работал лесником. А что он делал с любовью и огромным мастерством, так это амуницию для лошадей. И покупать седла этого мастера, говорят, приезжали из многих сел и районов Дагестана.
Я же не собираюсь рассказывать биографию моего сельчанина. В данном случае вопрос только о морщинках на его лице. Я смотрю на это фото и стараюсь понять, откуда такое их количество могло появиться на одном, вроде бы небольшом лице.
А сама история фотографии такова. В 1969 году фотокорреспондент областной даргинской газеты Гаджиали Абдуллаев оказался в творческой командировке в селе Дибгаши. Там он и увидел Вазана. Фотокорреспондент сам аккуратно побрил его, прежде чем сфотографировать, за что и был вознагражден. Впоследствии Абдуллаев со своей работой «Дедушка Вазан» стал лауреатом фотоконкурса, объявленного каким-то журналом в Чехословакии.
Говорят, что морщинки на лбу – это свидетельство о чрезмерных умственных перегрузках. Доказательством тому могут служить следующие слова Пифагора: «Никогда не советуйся с теми людьми, у которых лоб гладок: они никогда не размышляют». Не знаю, так ли это на самом деле. Если так, получается, что дедушка Вазан много думал не только о себе, но и о благополучии всех сельчан. Видимо, так оно и было. Иначе откуда же столько морщинок именно на его лице?
Давайте оставим в покое душу Вазана и поговорим о его потомках.
На днях мне позвонили из села и сказали: «Поздравляем тебя, Мурад: твое село получает одиннадцать экземпляров газеты “Молодежь Дагестана”». Конечно, меня очень обрадовало это известие: село, в котором и молодежи-то почти не осталось, получает столько молодежной газеты!
Я помню: так оно было всегда. Дибгашинцы подписывались на газету «Замана» из-за того, что в ней работает Магомед Рабаданов; подписывались на журнал «Дружба» (на даргинском языке) из-за того, что его редактором был их земляк С. Рабаданов: как это не подписаться на газету или журнал, где работает твой сельчанин? И еще, когда я работал директором школы, в школе с контингентом учащихся в 130 человек несколько лет подряд получали «Дагестанскую правду» в трех экземплярах. Как же иначе, в газете редактором одного из отделов долгое время работает мой товарищ еще со студенческих лет Абдурахман Магомедов.
По привычке «Дагестанскую правду» выписывает и нынешний директор нашей школы.
В этом вопросе первостепенную роль играет, конечно же, спонсорская помощь. Мой брат Саид много лет поддерживал газету «Замана»: каждый год подписывался на двадцать пять и более экземпляров. А глава администрации нашего села, мой одноклассник Али Рамазанов, младший сын нашего дедушки Вазана, тоже каждый год по-своему помогает «выжить» районной газете «Сельская жизнь». Он звонит сыну и племянникам, живущим в городе, и велит им выписать по двадцать-тридцать, а то и более экземпляров. В этом году, так же как и в прошлом, они, сын Али-Казбек, племянник Али-Бахмуд и их друг Гусейн, каждый на двадцать экземпляров, сделали годовую подписку на районную газету. Казбек же плюс к тому еще подписался на двадцать экземпляров республиканской даргинской газеты «Замана». Десять экземпляров будут получать в двух его магазинах «Орион» в нашем городе, а остальные десять – в родном селе Дибгаши. Вот они какие, мои ученики-дибгашинцы! «Да не оскудеет рука дающего» – гордо повторяю я слова из Евангелия от Матфея (глава 5, стих 7).
Так же случилось и с подпиской на нашу газету. Я знаю, что одним из первых в селе подписался на «Молодежь Дагестана» сам глава администрации села Али-Ацци. «А кто же остальные десять?» – думал я, довольный таким исходом дела.
Однако мне не пришлось долго об этом размышлять. Арсен, тоже один из бывших моих учеников и зять Али-Ацци, при встрече сказал мне, что это опять же Казбек. Он подписался на газету не только для односельчан, но и на адрес одного из магазинов «Орион». «Чтобы девочки в магазине не скучали», – Арсен дословно передал слова своего шурина.
А это всё тот же Казбек, который однажды на мой вопрос, зачем ему нужно «постоянно выделять деньги на благоустройство села», сказал мне, что он не хочет, «чтобы наше родное село с гордым названием Дибгаши считалось вымирающим» (статья «Дибгаши не будет вымирающим селом», «МД», №42 от 24.10.2014 г.).
Знаете, что он сказал мне на этот раз? Позавчера я его встретил и говорю, что для одной семьи, его отцу и матери, достаточно было бы одного экземпляра газеты «МД», на которую уже давно подписался его отец. Он мне говорит: «Это мой подарок тем, кто остался жить в селе, чтобы они читали газету и не теряли связи со своим учителем. В школе вы учили нас без ошибок писать диктанты и выразительно читать стихи, а теперь своими статьями учите нас жизни. И еще, Мурад Аммаевич, вы уже, наверное, не помните, что говорили нам насчет духовной пищи для человека? Вы сказали буквально так: «Человек без духовной пищи подобен хорошей корове хорошего колхоза: будут ее хорошо кормить – она будет давать больше молока, и… все». А мы ведь не коровы, а люди. И давайте жить по-людски», – сказал он, прощаясь и крепко пожимая мою руку.
Да, на самом деле, давайте жить по-людски, дорогие мои односельчане, мои ученики и, наконец, мои друзья. Я не буду здесь говорить о том, как вы меня уважаете и как заботитесь обо мне, или как уважаю и люблю вас я. Скажу только: «Большое вам спасибо, ребята, за заботу об односельчанах: вашими стараниями наше маленькое село систематически получает свою духовную пищу. А оно ведь всегда в ней нуждалось и славилось читающей публикой».
Это (предыдущий абзац) было своего рода лирическим отступлением, тем, без чего не обходится ни одна моя статья. И, наверное, наконец, пора вернуться к самому дедушке Вазану.
Казбек, о котором мы говорим в статье, является его внуком – сыном младшего его сына Али. Бахмуд, один из постоянных наших спонсоров, – тоже внук дедушки Вазана, сын его дочери. Есть еще Батырай, Кади, Магомед – прекрасные ребята, сыновья его самого старшего сына Омара, ныне мои друзья. Есть Амирбек – старший брат Бахмуда (о нем, Бахмуде, и Кади я уже писал в другом рассказе). У Амирбека есть форелевое хозяйство. Мы с друзьями обязательно заглянем к нему (он любит гостей), когда будем ехать в Дибгаши, чтобы «напиться от души». Есть еще два Магомеда – внуки Вазана: один – мой зять Гриша-Магомед, другой – мой ученик, охотник. Иногда второй Магомед берет меня вместе со своим дядей Салихом на охоту. Есть еще Ризван, Руслан, Рамазан – сыновья моего покойного друга, второго сына Вазана, нашего поэта Гусена (скоро должна выйти в печать книга его стихов).
Далеко от родных мест, на западной границе нашей огромной страны, живут еще четыре внука Вазана, сыновья ныне здравствующего моего друга Бахмуда. Это Имин, Зайпула, Шахбан и Устархан. Они все очень известные в Калининградской области фермеры. Об их хозяйствах говорили по Центральному телевидению. Недавно их старший брат Имин приглашал меня на охоту: у них, оказывается, на своей земле можно охотиться на косулю и кабана. Я, конечно, туда не поеду: это уж слишком дорогое удовольствие для пенсионера.
Есть у Вазана и внучки. Есть правнуки и правнучки. Есть у него и такие потомки, которым он приходится прапрадедом!
Здесь я ни слова не сказал ни об одном из трех братьев самого Вазана и их потомках. Это было бы слишком много для одной газетной статьи.
Я думаю, что на примере жизни дедушки Вазана можно сделать соответствующий вывод о многочисленных глубоких морщинках на лице человека. Может быть, он все-таки много думал о генеалогическом древе своих будущих потомков и мысленно заботился о каждой его веточке. Иначе, на самом деле, откуда столько морщинок на одном лице?
Гаджимурад Раджабов