Многие склонны верить: если в начале своего сознательного пути наметить какую-либо цель, она непременно оправдает их ожидания. В далёком 1947 году, когда нога 18-летней русской девчушки вступила на дагестанскую землю, ей показалось здесь всё настолько непривычным, что наверняка первым желанием было развернуться и уехать. Однако она не только не уехала, но и доказала всем, и прежде всего самой себе, что и на чужбине можно быть своей. Тем более что характером ей было на кого походить, ибо внучка двух донских атаманов: по отцовской линии станичного, по материнской – хуторского — не могла иначе поступить. Именно от них, наверное, ей и перешла черта всего добиваться самой и, как бы потом трудно ни было, идти к поставленной цели любыми путями. Главное — не бояться трудностей, а величественные горы будут немыми свидетелями робости русоволосой гостьи. |
…Вот уже шестьдесят вторую весну Антонина Григорьевна Ибрагимова встречает в райцентре Дахадаевского района, Уркарахе. За плечами этой хрупкой женщины 49 лет, отданных системе образования. Скольких же детей гор она вывела на тропу взрослой жизни, но тем самым, перебирая, как четки жизни, дни, её саму память нередко переносит в станицу Форштадт Хоперского района Сталинградской области, где и прошли дорогие её сердцу детство и юность.
Отец был слесарем-механиком, а мать всю себя отдавала детям, тем более что их у неё было пятеро. Поскольку Антонина была старшим ребёнком в семье, на неё и ложилась вся ответственность за младших, однако и это не мешало ей думать о будущей своей профессии.
— Мне очень повезло с родителями, — говорит Антонина Григорьевна, — они никогда не ограничивали мои желания и мечты быть педагогом. Отец всегда говорил, что желание чего-то добиться — это и есть первый шаг к успеху. Главное — верить в то, до чего ты хочешь дойти. А вера сама и подтолкнёт тебя, когда дойдёшь до определённой высоты.
Будучи совсем ещё крохой, она молча внимала отцу, но даже тогда не могла себе представить, что детская забава её братьев — игра в солдатики — обернётся страшной для целой страны явью.
— В полной мере о войне может написать, да и сказать, впрочем, лишь тот, кто на себе испытал это тяжёлое само по себе время. Вам, живущим под мирным небом, никогда не ощутить страха, сковывающего всё тело. Это нужно прочувствовать самому, дабы понять, что испытывали мы в те годы. Хотя моя станица отнюдь не была близ военных действий, но это нисколько не мешало слышать по ночам гул артиллерийских снарядов. Или мне только казалось, что я их слышу? Не знаю, впрочем, годы шли, а с ними вдруг, откуда ни возьмись, появилась уверенность в скором окончании войны. Может, оттого, что всё это время отец был со мной рядом? Не могу сказать, хотя он всю войну проработал на заводе, где изготавливали боевые патроны…
Как бы там ни было, опалённое войной время прошло, а с ним стал проходить и страх. Одно только и лечит наши едва затянувшиеся раны — время. Оно, стирающее границы между прошлым и настоящим, не способно, увы, оставить нас, ныне живущих равнодушными к судьбе солдат, которые за светлое будущее полегли раньше срока в сырую землю.
…С победоносного шествия советских войск по Берлину прошло два года, а за плечами уже повзрослевшей нашей Антонины было Борисоглебское педагогическое училище Воронежской области. По Указу Министерства просвещения РСФСР её направили в Дагестанскую АССР. Здесь же приказом министра просвещения уже ДАССР она была определена с небольшой группой таких же, как она, студентов, в Чародинский район.
Сказать, что горная дорога, ведущая к месту назначения, вызвала у ребят удивление – мало, ибо их поражало всё, начиная с горных ущелий и, пожалуй, заканчивая одеянием горцев, встречающихся по пути. Впоследствии некоторые из прибывших вместе с Антониной не выдержат испытаний и вернутся в родные края. Позже и Антонина, проработав тут 6 лет, решает последовать их примеру. Однако родная сторона её в этом решении не поддержала, поскольку некуда было в случае возвращения её устроить. И Антонину Григорьевну перенаправили в райцентр Дахадаевского района — Уркарах.
На новом месте ее назначили внештатным инспектором-методистом районного педагогического кабинета. В то время методика обучения оставляла желать лучшего, отсутствие наглядных пособий вынуждало учителей своими руками изготавливать, рисовать и приносить их в школу.
Приезжающие с проверкой не могли взять в толк, как в таких условиях можно работать. Многие из них приводили в пример махачкалинские школы, в которых на тот момент имелись все условия, а тут всё держалось на чистом энтузиазме учителей.
Для проверки состояния преподавания русского языка в начальных классах Антонина Григорьевна сама нередко выезжала в близлежащие населённые пункты и на местах помогала учителям составлять учебно-воспитательные и поурочные планы.
Именно в эти дни она написала доклад "Изготовление и применение наглядных пособий на уроках русского языка в начальных классах" (нерусских школ). Очередные проверяющие, оказавшиеся сотрудниками Института усовершенствования учителей, увезли доклад, отпечатали его в Ленинградской типографии и в нескольких экземплярах прислали в Дахадаевское районо для распространения передового педагогического опыта.
Жизнь шла своим чередом. Антонина Григорьевна научилась ценить каждую минуту, проживаемую среди так полюбивших её горцев. Будучи членом КПСС, секретарём первичной организации, она всеми силами старалась облегчить жизнь горцев. Если что-то не получалось, укоряла себя за слабость: что подумают те, кто стал для неё братьями и сёстрами, пусть даже не по крови. И снова с головой уходила в свою работу — руководителя КМО (кустового методического объединения).
Вдали от родителей наша героиня не стала несчастной, а, наоборот, ощутила внутреннюю свободу. Стала завучем по начальным классам, а потом и учителем русского языка и литературы в старшей школе. Антонине Григорьевне предлагали также быть доверенным лицом кандидатов в депутаты, приезжающих из Москвы. Она долго колебалась. Отец бы непременно сказал: "Раз сомневаешься в своих силах, будь уверена, ты со всем справишься. Но смотри, не склоняй головы перед новой ответственностью".
Последовав зову сердца, она не ошиблась.
Надо отметить, что помимо всего прочего, она была ещё и председателем РК профсоюза народного образования Дахадаевского района, руководителем секции учителей начальных классов по русскому языку на январских и августовских совещаниях. За заслуги в области народного образования Президиум Верховного Совета ДАССР Указом от 26 сентября 1962 года присвоил Антонине Григорьевне звание заслуженного учителя ДАССР. Она удостоена медалей "За заслуги перед Республикой Дагестан» и "Ветеран педагогического труда".
И сегодня Антонина Григорьевна помнит своих учеников, а они не забывают учителя.
Вы спросите, как сложилась личная жизнь у Антонины Григорьевны? Она вышла замуж за Багомеда Ибрагимовича Ибрагимова, заслуженного учителя РСФСР. Вместе вырастили и воспитали четверых детей. Ибрагим и Светлана пошли по стопам родителей, а Райсат и Мирослав — стоят на страже здоровья людей. Антонина Григорьевна состоялась не только как мать, но и как бабушка четверых внуков и стольких же внучек, прабабушка двух правнуков — что ещё для счастья надо?
В 1997-м, на 67 году жизни, не стало мужа нашей героини. С того трагического дня прошло много лет, а сердце всё так же болит…
Саимат Курбанова