Как только закончились зимние каникулы в школах, в Дагестане стартовали республиканские олимпиады – по математике, физике, химии и многим другим предметам, их всего 19, в том числе и физкультура. Олимпиады проводились в ВУЗах Дагестана, некоторые из них были двухдневными. Последняя олимпиада прошла 7 февраля. Республиканским олимпиадам предшествовали два этапа – школьные олимпиады и олимпиады городские и районные. Республиканская олимпиада – попытка отобрать лучших учеников, которые представят Дагестан на всероссийских предметных олимпиадах.
Школьные олимпады: прошлое и настоящее
В Советском Союзе к олимпиадам и их победителям было особое отношение, самых лучших учеников приглашали на учебу в специализированную школу-интернат при Московском Государственном Университете, где одаренным детям читали лекции лучшие ученые страны, академики, профессора, легенды советской науки. Участие и победы в олимпиадах не давали больших преимуществ при поступлении в ВУЗы, у талантливых школьников стимулом для участия в олимпиадах был только дух соревнования, состязания и желание победить.
После распада СССР с началом гиперинфляции и обесценивания всех так называемых советских ценностей начала резко снижаться ценность образования. Грамотные люди, специалисты перестали быть востребованными в стране, из России началась активная утечка мозгов со всеми последствиями.
Система ЕГЭ дала еще один перекос в образовании. Сегодня главная задача любого школьника – сдать ЕГЭ по трем предметам, для того, чтобы поступить в выбранный ВУЗ. Остальные предметы, составляющие полный курс среднего образования, становятся совершенно не нужными. И ученики выпускного класса вместо занятий в школе бегают по платным репетиторам, зачастую по своим же школьным учителям, которые вместо бесплатных школьных уроков натаскивают детей на сдачу тестов ЕГЭ за деньги. И даже после года муштры уже во время экзамена для школьников находили всевозможные уловки, чтобы они могли получить готовые ответы. Стоимость взяток за хорошие результаты по ЕГЭ превысила суммы взяток при поступлении в самые востребованные ВУЗы Дагестана. Дело дошло даже до того, что некоторые горные районы респубоики показывали лучшие результаты единого государственного экзамена по руссскому языку во всей России. Начался ЕГЭ-туризм – массовый «переезд» учеников последнего класса в районы Дагестана для того, чтобы окончить школу в селе и сдать ЕГЭ там, где легче обойти закон и списать правильные результаты.
Существует определенный список олимпиад, призовые места в которых дают дополнительные баллы к ЕГЭ. И, естественно, если раньше олимпиады проводились честно, «по гамбургскому счету», и победителем олимпиады мог стать безвестный самородок из далекой и высокой дагестанской глубинки, то в нулевые годы призовые места получали отпрыски и внуки известных в республике фамилий.
Сегодня ситуация возвращается на круги своя. В 2014 году впервые в республике была обеспечена полная прозрачность проведения ЕГЭ. Это показало истинный уровень школьного образования в Дагестане. И заставило детей, а самое главное, их родителей, понять, что надо серьезно учиться и готовиться к экзаменам, на которых никто и ничто не поможет, кроме собственных знаний и умений.
Комитет по образованию, науке и инновациям Открытого молодежного правительства Республики Дагестан с февраля 2014 года помогает Министерству науки и образования Дагестана в проведении школьных мероприятий. «В мае 2014 года от ведомства поступило предложение общественникам выступить в качестве общественных наблюдателей и в районах помогать с контролем в проведении ЕГЭ. Эта практика оказалась успешной и продолжилась и на этапе Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников», — сообщила председатель Комитета Разият Идрисгаджиева.
Результаты олимпиады
Отметим, что результаты регионального этапа олимпиады в 2015 году оказались лучше прошлогодних. Очень хочется надеяться, что этот перелом от спада к подъему знаний, начавшийся 2014 годом, не является разовым, а станет системным. Заместитель Министра науки и образования РД отметил, что олимпиада проводилась максимально прозрачно, и главный ее принцип – объективная оценка знаний учащихся. «В 2013 году по итогам олимпиады была масса обращений учеников и их родителей по поводу нарушений в ходе олимпиады, в 2014 и 2015 годах их практических нет». Однако из-за подозрения на нарушения порядка проведения олимпиады результаты олимпиады по истории и обществознанию аннулированы. Оргкомитет перепроверяет эти работы .
Результаты олимпиады – это результаты, по которым можно судить о том, как работает школа со своими лучшими учениками. Среди школ Дагестана 1-е место по количеству призеров республиканских олимпиад 2015 года занимает Республиканский Многопрофильный лицей (г. Махачкала), ученики которого 6 первых, 6 вторых и 4 третьих места, причем 9 учеников РМЛ по баллам прошли барьер для участия в следующем туре олимпиады.
Вторым по количеству призеров республиканской олимпиады стал лицей № 39 г. Махачкалы, моя родная школа, для которой характерен серьезный подход к обучению детей. Ученица 11 класса лицея № 39 г. Махачкалы Какагасанова Зарема заняла 2 первых места в республике по биологии и по химии, и второе место по экологии. Результаты Заремы по биологии и экологии делают ее реальным претендентом на призовые места Всероссийской олимпиады.
Относительно хорошие результаты у махачкалинских лицея № 8 г. Махачкалы и Центра одаренных детей. Отметим, что результаты победителей республиканского этапа олимпиады по количеству решенных задач, по качеству решения и по полученным баллам не дотягивают до барьера, позволяющего им принять участие в следующем этапе олимпиады.
Наряду с несомненными успехами по русскому языку и математике, отметим поразительно низкий уровень знания физики, химии и информатики среди школьников Дагестана. В республике имеется хорошая научная база – Институт Физики Дагестанского Научного центра РАН, два ВУЗа – Дагестанский Государственный Университет и Дагестанский Государственный Педагогический Университет готовят физиков – и преподавателей для школ и ученых, но или образование в школах настолько хромает, или ученики не обучены решать нестандартные физические задачи.
Что касается информатики, то, с одной стороны, в Дагестане есть немало предприятий и инновационных центров, занимающихся разработкой программ, есть IT-центры, в том числе бизнес-инкубатор Plug&Play Dagestan на базе Дагестанского Государственного Технического Университета. А с другой стороны, обучением перспективных школьников в республике не занимается никто, хотя программист сегодня – одна из самых востребованных во всем мире специальностей.
Победители олимпиад и ДГУ
Республиканские предметные олимпиады проводились на базе профильных факультетов ВУЗов, где преподаватели имели возможность проверять работы школьников и рассматривать победителей олимпиады как своих будущих студентов. Как сообщил декан биологического факультета ДГУ, доктор биологических наук Рустам Халилов, Университет реализует несколько программ работы с учениками школ — «Шаг в будущее» и «Творчество юных», а также на основе договоров со школами готовит одаренных учащихся к Всероссийской олимпиаде по биологии. Ежегодно проводится олимпиада по биологии «Абитуриент ДГУ», включающая 2 тура: теоретический и практический.
Одаренные учащиеся привлекаются в совместные научные работы по различным направлениям в биологии (конкурсы, гранты, мероприятия вуза и факультета). Проводится игра «БИОКВЕСТ», где учащиеся могут ознакомиться с направлениями кафедр и проверить свои знания. Победители награждаются дипломами и грамотами биологического факультета ДГУ. На 7 кафедрах имеются научные кружки и секции, в которые привлекаются учащиеся школ. Преподаватели выезжают в отдаленные села Дагестана для выявления талантливой молодежи и привлечения их к дальнейшему сотрудничеству.
«Мы отслеживаем карьеру победителей школьных олимпиад», — отметил Рустам Халилов. – «Так, например, Арсланова Пеймаханум в 10 и 11 классах занимала первые места в республиканской олимпиаде по биологии. Поступила в СПбГУ на медицинский факультет, где и учится на отлично. Хабиев Гаджимурад занимал 2 и 3 места на Всероссийской олимпиаде по биологии в 2007-2009 годы. После окончания с отлтичием биологического факультета ДГУ поступил в аспирантуру Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН».
Одаренные дети: настоящее и будущее
В олимпиадах принимали участие специалисты Республиканского центра координации работы с одаренными детьми. Руководитель центра, кандидат педагогических наук, доцент Разият Идрисова рассказала об участии центра в выявлении способных детей в республике. «Сегодня в Дагестане начата реализация программы «Одаренные дети Дагестана», рассчитанная до 2016г. Проекты «Шаг в будущее», «Чебышевская олимпиада», «Ломоносовские чтения», олимпиада «Воробьевы горы» способствуют формированию мотивации у детей и развитию способностей. Но самым эффективным механизмом выявления способных, талантливых детей является Всероссийская олимпиада школьников. Во-первых, это самое массовое интеллектуальное соревнование для школьников (в школьном этапе могут участвовать все желающие ученики 5 – 11 классов), во-вторых, олимпиада проводится по 19 учебным предметам, т. е. практически каждый ребенок может выбрать то, что ему больше нравится», — сказала Разият Идрисова.
Положительный пример – телевикторина «Путь к триумфу». Отбор детей для участия проводился среди представителей всех районов и городов Дагестана. Автор и ведущий программы Муса Гаджиев сумел заинтересовать детей вопросами из области дагестанской литературы и истории, выходящими за рамки учебной программы.
То, что наметились какие-то положительные тенденции, очень радует. Но отмечу, что тенденции только наметились. Одной прозрачности ЕГЭ мало. Предстоит очень много работы, чтобы повысить престиж образования. Работать придется всем, в первую очередь учителям – над собой в первую очередь, о чем говорят не самые лучшие результаты по ЕГЭ, которые учителя дагестанских школ сдавали в 2014 году. Работать надо и родителям – прививать детям любовь к книге, к знаниям. Только тогда можно надеяться на устойчивость роста знаний школьников Дагестана.
Саид Ниналалов