Пожалуй, нет среди нас человека, который не слушал музыку и не отдыхал под прелестные для души звуки. Музыка — это искусство звуков. Именно она способна вызвать у слушателя такие эмоции, пробудить которые не под силу ни одному из других искусств.
В истории музыкальной культуры Дагестана немало выдающихся композиторов и музыкантов, открывших миру красоту и разнообразие национальных мотивов, показавших дагестанскую самобытность национальной культуры: Готфрид Гасанов, Ширвани Чалаев, Мурад Кажлаев и многие другие. К сожалению, общество незаслуженно забывает талантливых личностей, прославивших свою Родину.
К примеру, не всем известно, что Дженнет Далгат является первой женщиной-горянкой, получившей музыкальное образование за рубежом.
В 2015 году исполняется 130 лет со дня рождения талантливой пианистки, педагога, композитора Дженнет Магомедовны Далгат.
В те времена, когда девушке было трудно получить образование не то что за границей, но и на Родине, она окончила Лейпцигскую консерваторию в Германии, по классу фортепиано, с золотой медалью. Это было очень важным явлением в истории дагестанского музыкального искусства.
Дженнет Далгат принадлежит к известному роду из селения Урахи Сергокалинского района. Он подарил Дагестану немало ученых мужей, просветителей, общественных деятелей.
Магомед Далгат был человеком высокой европейской культуры, любил музыку. Не случайно, что его дочь Дженнет и внук Джемал (сын Дженнет) стали композиторами. Магомед Далгат женился на дочери персидского посланника в Ростове-на-Дону Нисаханум. У них родились двое сыновей и дочь Дженнет.
Дженнет всю свою жизнь старалась обучить музыке как можно больше детей. Она внесла немалый вклад в работу по созданию первого в Дагестане музыкального училища. Создавая свои произведения, Дженнет Далгат опиралась на дагестанский фольклор, использовала мотивы почти всех национальностей Дагестана. Она любила свой край, Родину.
С детства Дженнет Далгат любила музыку, поэтому, когда она выросла, поехала, как когда-то ее отец, в Германию, где стала обучаться в Лейпцигской консерватории. Ее педагогом был выдающийся музыкант, ученик Ф. Листа, профессор А. Рейзенауэр. Закончила консерваторию в 1909 году с золотой медалью.
Дженнет Далгат создала целый ряд произведений, в которых использовались дагестанские народные темы: «Прелюдии и фуги», «Рапсодии», «Три баллады», «Лезгинка (Рондо)» и другие. Творческий путь ее был ярким, но, к сожалению, недолгим. Она умерла в 1938 году в возрасте 53 лет.
Дженнет Далгат внесла весомый вклад в развитие дагестанского музыкального искусства, в этом нет сомнений. Насколько нам известно, некоторые ее произведения, к сожалению, не сохранились, но часть музыкальных произведений, благодаря сыну Джемалу, который работал главным дирижером в Кировском оперном театре Ленинграда, дошла до нас.
Мы решили узнать у дагестанских композиторов, музыковедов о том, какое место занимает в музыкальном искусстве республики творчество Д. М. Далгат и что они могут сказать о первой в Дагестане женщине-композиторе.
Аида Джафарова, заслуженный деятель искусств РД, лауреат Госпремии РД, преподаватель Махачкалинского музыкального училища имени Г. А. Гасанова:
— Дженнет Далгат — выдающаяся личность дагестанской музыкальной культуры. Она одна из первых получила высшее композиторское образование. Следует отметить, что она также является первой женщиной — профессиональным композитором и, может быть, первым профессиональным композитором вообще, поскольку одна из первых занималась профессиональным творчеством. Дженнет Далгат — это просветитель, очень развитый музыкант, пианистка и композитор, она играла совершенно разные жанры. К сожалению, произведений до нас дошло немного. Это вина людей, не сохранивших ее композиторское наследие. В Союзе композиторов еще с давних пор висят три больших портрета — это гордость дагестанской музыки: Готфрид Алиевич Гасанов — основоположник профессиональной музыки, автор первой оперы «Хочбар», Сергей Аркадьевич Агабабов — любимец не только дагестанских ценителей музыки, но всей страны, и по центру висит портрет Дженнет Далгат.
Она была великолепной пианисткой, выступала много лет с концертами, исполняя классическую программу, свои произведения. Хотелось бы, чтобы интерес даргинцев к дочери своего славного народа был не разовым и не случайным, потому что для нас всех очень важно и нужно, чтобы где-то зазвучала музыка, на телевидении, в газетах снова заговорили о талантливых людях и вспоминали, хотя у нас в училище никогда и не забывали о Дженнет Далгат. Это имя на слуху музыкантов. Зарифа Абдуллаева, известная пианистка, играла произведения Д. Далгат.
Отрадно, что недавно филармония провела фестиваль юных исполнителей, посвященный памяти Д. Далгат. Обидно, что 100-летие композитора, прошло незамеченным. Надеемся, хотя бы сейчас, к 130-летию Д. Далгат, вспомнят о ней. Это было бы знаком уважения к знаменитому музыканту.
Эльмира Абдуллаева, музыковед, член Союза композиторов РД, кандидат искусствоведения, завотделом искусствоведения ДНЦ РАН:
— Дженнет Далгат является родоначальником жанра квартета дагестанской профессиональной музыки. Именно ей принадлежит первый квартет, написанный в конце 30-х годов. В записи фондов радио сохранилась только третья его часть. Ей принадлежит очень большой пласт детской музыки, она была сподвижницей детского музыкального воспитания. Когда она переехала в последние годы жизни в Нальчик, открыла там детскую музыкальную школу. Она прекрасно понимала свою миссию в культуре музыки. Все свое культурное содержание вкладывала в молодое поколение. Для меня очень важно, что она является родоначальницей такого сложного жанра, как квартет.
К 130-летию Дженнет Далгат мы планируем провести мероприятие.
Магомед Касумов, композитор, заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии РД:
— Семья Далгат мои родственники по материнской линии. Башир Далгат, большой ученый, юрист, собиратель фольклорных песен, был двоюродным братом моей бабушки, а моя тетя Уздият Далгат была ведущим сотрудником Института мировой культуры им. М. Горького в Москве, доктором филологических наук. Башир Далгат также собиратель фольклорных песен, знал нотную грамоту. Я был приятно удивлен, когда в Ленинграде, в Пушкинской библиотеке, нашел 5 — 6 песен, записанных Баширом Далгатом. Он собрал прекрасные осетинские напевы, кумыкские йыры, аварские песни.
Я очень рад, что в свое время был учеником сына Дженнет Далгат, Джемала Энверовича Далгат. Когда я учился в Ленинградской консерватории, Джемал Далгат являлся главным дирижером Кировского оперного театра, там как раз впервые он поставил пьесу «Горянка» Мурада Кажлаева. Мне приходилось бывать у Джемала Далгата на даче, дома. Так получилось, что он мне преподавал инструментовку для симфонического оркестра.
Все произведения Дженнет Далгат: струнный квартет, произведения для фортепиано, детскую музыку, которую она написала, когда еще преподавала в Махачкалинском музыкальном училище, — мы хотели переиздать. Когда был пленум Союза композиторов в Ленинграде, так получилось, что я случайно на Невском проспекте встретил Джемала Энверовича. Мы договорились встретиться с ним на даче. И утром, когда мы собрались с женой поехать к ним, узнали, что на даче Джемала Далгата произошел пожар. Там сгорели все архивные документы, нотный материал, в том числе и произведения Дженнет Далгат, которые собрал Джемал. В свое время, когда я был председателем Союза композиторов, в Грузии я издал немало произведений, написанных Дженнет Далгат, но, к сожалению, мы не смогли увидеть архив произведений, собранный ее сыном.
Дженнет Далгат прекрасная пианистка. По словам ее сына, она была сослана из Махачкалы в Минеральные Воды из-за репрессий 1937 года. Там преподавала музыку. Она очень многое сделала для Дагестана именно в фортепианной музыке, для детского творчества, столько прекрасных произведений, но ничего из этого у нас не осталось. Она стоит в ряду основоположников дагестанского музыкального искусства, таких как Готфрид Гасанов, Наби Дагиров, Кажлаев, Агабабов, которые являлись воспитанниками Питерской консерватории, основанной Рубинштейном.
Джемал Далгат был профессором Ленинградской консерватории, главным дирижером, заслуженным деятелем искусства России. Но так и не случилось нам с ним больше встретиться.
Рамазан Фаталиев, председатель Союза композиторов Дагестана, заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии РД:
— Дженнет Далгат еще на заре становления советской власти получила первое профессиональное как композиторское, так и исполнительское образование, притом в Германии, в Лейпциге. В нашей композиторской школе Дагестана на разных этапах, в разные времена всегда были личности, которые заслужили уважение не только своего народа, но и коллег, живущих далеко за пределами республики. Дженнет Далгат тоже в их числе. Когда она приехала в республику, очень активно включилась в работу, с ее участием было написано немало сборников, в том числе и фортепианные пьесы, в которых она использовала дагестанские народные напевы, народный фольклор. О ней более-менее подробно написал известный музыковед Манашир Абрамович Якубов. Произведений сохранилось очень мало. Ее сын трагически погиб, пытаясь спасти свою библиотеку при пожаре. Осталось немного произведений.
В репертуар студентов музыкальных учебных заведений, конечно же, нужно включать произведения дагестанских композиторов, тем более что материалов хватает. Не всем известно, например, что первая музыкальная школа в Нальчике основана по инициативе Дженнет Далгат. Сами кабардинцы, к сожалению, об этом не знают. Насколько мне известно, последние годы своей жизни Дженнет Далгат провела в Нальчике.
Патимат Сулейманова