Снова в позолоте тополя,
А школа — как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.
Любовь Сирота
Каждый из нас наверняка помнит своего первого учителя. Кто-то запомнился особой строгостью и справедливостью, другие — душевной добротой и отзывчивостью.
Гулайбат Зугумова у меня никогда не преподавала, но часто замещала учителя русского языка и литературы. Зато у моего брата была классной руководительницей и в прямом смысле слова второй мамой. И, общаясь с нею, я обратила внимание, что ко всем своим ученикам педагог относится трепетно и с любовью.
Придя на интервью, заметила и то, что детки по очереди подбегали к ней и радостно приветствовали. Оказалось, Гулайбат Зугумовна болела и какое-то время не приходила в школу, а ученики успели соскучиться.
Урок в 6 «Д» начался. Военная тема в творчестве Константина Симонова вызвала особый интерес у школьников. Гулайбат Зугумовна эмоционально рассказывала ребятишкам о биографии и творчестве автора. Дети жадно впитывали повествование учителя, задавая бесконечный ряд дополнительных вопросов. «А ведь это надо уметь — так заинтересовать, что даже со звонком никто не стремится покинуть класс», — подумала я про себя. Они будто и не заметили зова на перемену и готовы были сидеть еще, чтобы послушать выразительное чтение стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
За окном темнело. И беседа наша затянулась до глубокой ночи.
— Только что закончился урок. Не буду спрашивать, какой по счету, вряд ли вспомните. Скажите, как давно вы работаете в школе №40?
— Здесь я с 1994 года, до этого работала по направлению в Джаванкентской средней школе (Каякентский район). Но педагогом стала не сразу. Вначале окончила школу пекарей. Опыт работы там мне очень пригодился в жизни. Но ни о чем не жалею, хотя учительский хлеб очень тяжелый. Педагог со стажем получает в среднем от 10 до 15 тысяч рублей. И 350 руб. — надбавка за классное руководство.
Я очень люблю малышей. Интересно «лепить» из них людей. Свой класс я доводила до девятого и три класса — до одиннадцатого. Вот недавно приходили проведать мои выпускники. А в последнее время приводят уже и своих детей (улыбается).
— Кем они стали?
— Одни — хорошими врачами, другие — учителями, спортсменами. Из последнего выпуска мой ученик Самир Ширинов стал участником Парада Победы в Москве, привез из столицы благодарственное письмо и медаль. Будучи студентом второго курса, получил сразу два гранта по новым образовательным технологиям. Отличился в спорте и другой ученик — пятикратный чемпион России и Дагестана по ушу-саньда Наби Набиев. Могу гордиться и тем, что среди моих выпускников нет ни одного ученика, который пошел бы по жизни плохой тропой.
— Понятно, что школьники, особенно младшие, весьма шустрые и шумные. Как вы находите к ним подход?
— Учитель в первую очередь должен быть психологом, чтобы вовлечь в учебный процесс разноуровневых детей. Ученики ведь разные: одни схватывают на лету, другим знания даются сложнее, поэтому педагог должен иметь терпение и знать каждого учащегося, как своего ребенка. Я стараюсь заслужить доверие ребят и сделать их жизнь интересной, креативной, если хотите. Ведь модернизация образования — главный инструмент современной школы.
— Ваши собственные дети не ревнуют вас к работе?
— У меня трое детей, и я уже бабушка. Все они учились в этой школе. Многие учителя даже не знали, что это мои дети, так что поблажек никому из них не было. Самый младший учится сейчас в 6 «Б» классе. Вот он-то как раз и ревнует (смеется).
— Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы подрастающего поколения?
— Основная – отсутствие полноценного внимания и ласки родителей. В силу условий жизни они меньше занимаются детьми, реже их видят. Мало детей, подготовленных к школе. Я, как педагог по русскому языку и литературе, не могу не отметить, что молодежь стала меньше читать. Человек, читающий и понимающий литературу, – знает многое.
— Проводите ли вы с вашим классом часы откровений?
— На классных часах мы часто обсуждаем тему, кем бы хотели стать дети, когда вырастут, и с кем бы они могли себя сравнить.
Например, многие современные девочки хотят стать певицами и моделями. Я пытаюсь объяснить им, что это всего лишь глянцевый образ. Обычно привожу в пример сравнительные образы, скажем, из романа «Война и мир» — Элен Безухову и Марию Волконскую. Таким образом показываю обратную сторону медали.
Для девочки, будущей матери и хранительницы очага, профессия должна быть выбрана с пользой: кулинария, педагогика, медицина и так далее. Еще на классных часах мы поднимаем вопросы воспитания, этикета, развития речи.
Что касается откровений, обычно ребятишки делятся своими секретами в письменных работах, особенно на тему «Являюсь ли я счастливым ребенком в своей семье?» Иногда истории настолько трогают, что слезы наворачиваются на глаза. После прочитанного к таким детям отношусь более трепетно.
Повторюсь, учитель – это и психолог, потому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Регина Курбанова