Профессия учителя во все времена была и остается наиболее почетной и, в то же время, самой трудной. Умение передать свой опыт и знания людям, только вступившим в самостоятельную жизнь, – это талант. Кто же такой учитель? Каким он должен быть? Об этом нам рассказала завуч по учебно-воспитательной работе махачкалинской СОШ №12 Наталья Анатольевна Ильина.
— Расскажите, как вы стали учителем? Это детская мечта или дань семейной традиции?
— По образованию я химик, закончила биохимический факультет. Химия мне всегда была близка. А учителем, в принципе, никогда не собиралась становиться. Просто жизненные обстоятельства сложились так, что я пришла в школу. Но жалеть об этом никогда не приходилось. Потому что школа — это самое чистое, самое светлое место, тут народ чистый, открытый, душевный.
— Вы в образовании уже 33 года. Дети тогда и сейчас — велика ли разница?
— Конечно. Тогда были все эти политические организации, и ребенка пичкали пропартийными идеями. А сейчас дети технически подготовлены, открытые, менее закомплексованные. Во всяком случае, нынешние ребята не боятся высказывать свое мнение и выходить на диалог с учителем.
— Конфликты между детьми – довольно частое явление, как должен действовать при этом учитель?
— Дружный коллектив должен формироваться уже с 1 класса. Чаще всего корни вызывающего, недружелюбного поведения детей кроются в семье. Чтобы понять, в каком направлении двигаться, учитель должен знать, в каких условиях растут и воспитываются дети, какая атмосфера царит у него дома. Нам, учителям, необходимо овладеть мастерством и педагога, и психолога, и социолога. А вообще, хочу сказать: каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. Он никогда не ударит животное, не принесет вред другому ребенку. Это все идет от Бога. А остальное, что нарастает на этого ребенка, — и зависть, и агрессия – это всё от взрослых.
— Оценен ли по достоинству труд учителя в нашей стране?
— Я так отвечу: один из революционных деятелей в свое время сказал, что учитель занимал достойное место в обществе лишь только в один период истории России – при Петре I.
— Каждого выпускника школы ждет важный шаг — определиться с будущей профессией. Как сделать правильный выбор, чтобы потом не разочароваться?
— Большинство выбирает профессию под влиянием родителей. Папы и мамы переживают за своего ребенка, пытаются хоть как-то дать ему высшее образование. При этом рассчитывая ровно на столько, на сколько смогут выделить материальных средств. Но редко кто задается вопросом: для чего устраивать ребенка в вуз? Пусть он попытается сам определиться в жизни. Например, у большинства деятелей культуры, тех же звезд кино и театра, дети не идут по стопам родителей, а выбирают свою стезю. Значит, идет воспитание самосознания и ответственности за свою жизнь.
Многое зависит от учителя, большое внимание должна уделять этому вопросу школа. Введение предпрофильного и профильного образования обязательно нужно. Потому что школа должна учить жить. Профессиональные пробы должны начаться уже тогда, когда ребенок сидит за школьной партой. Чтобы ученик мог узнать на собственном опыте, что собой представляет та или иная профессия. А уже выходя за порог школы, четко представлял, что он хочет от этой жизни, кем он хочет быть, какие требования ему будет предъявлять выбранная им специальность.
— Счастливая семья – это какая, по-вашему?
— Толстой сказал, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему». Так и есть. Я не буду говорить о чувстве любви, потому что, как гласит народная мудрость, любовь бывает до первого поворота, до первой трудности, а дальше уже жизнь начинается. Счастливая семья — это та, где есть бережное отношение к жизни, чувствам, переживаниям друг друга, не только взрослых, но и детей. Там, где в маленьком ребенке уважают человеческую личность. И если чадо воспитывается на таком уважении, то значит, растет достойный гражданин.
— То есть, вы не верите в любовь?
— Недавно читала роман современной писательницы, и там такой вопрос был задан маленькой девочке: как ты думаешь, что такое любовь? Она отвечает: «Не знаю, я ее не видела, но все ее ищут. Её на всех не хватает». Очень мудрый ответ. Что касается построения семей – хорошо, если это идет от любви, хорошо, если это чувство сохранится до конца жизни. А то сейчас женятся, выходят замуж – вроде бы, любовь была, а потом куда она девается – непонятно.
Очень часто путают чувство любви и чувство страсти, просто биологической, животной страсти. Ведь для того, чтобы любить, тоже нужно брать на себя особую ответственность. Она сначала лежит на двоих, потом рождаются дети, и ответственность возрастает уже не только за себя, но и за детей.
Не все встречают эту самую любовь. Возникает какая-то симпатия, уважение, и если, к примеру, девушка при этом оценивает материальное положение, то есть какие-то меркантильные расчеты идут — а что в этом, в принципе, тоже плохого? Значит, женщина уже думает о будущем, планирует на несколько лет вперед, заботится о материальном обеспечении своих детей. И ведь такие семьи все-таки бывают более долговечны. Потому что любовь любовью, а бытовых трудностей она не выдерживает.
— Чем увлекаетесь в свободное от работы время? Есть ли у вас хобби?
— Конечно, есть. Правда, к этому хобби могу прикоснуться только во время отпуска – обожаю читать. Когда начинается отпуск, я, в принципе, из дома не выхожу – беру бумажные книги, скачиваю электронные, перечитываю классику. Кстати, в последнее время действительно тянет на классику. Потому что в свое время на нее смотрели с другой точки зрения, а с возрастом это же произведение воспринимается уже по-другому. И воспитывать детей лучше на классике.
Потому что сейчас беда – наши дети не читающие. Нет чтения, поэтому математика, физика, химия и другие точные науки не идут. Единственное, что развивает фантазию ребенка, не фильмы, а чтение. И когда на урок в первый раз приходят восьмиклассники, первое, что я им задаю – читать сказки. Чтобы ребята мне рассказали, как они поняли их смысл. Потому что наука химия требует образного мышления.
— Каким должен быть учитель?
— Одухотворенным. Может быть, поэтому мы и смотримся иногда не совсем нормальными людьми. Но именно такие ненормальные и должны работать здесь. В школу нельзя пускать людей, которые хотят заработать. Во-первых, не такой уровень зарплат. А во-вторых, черствому человеку, который не хочет увидеть боли ребенка и помочь ему, – в школе делать нечего. Это не рынок. Учитель должен быть «болен» своей профессией. Ну, в принципе, не только педагог, но и врач. Не зря же говорят, что ошибки врачей лежат в земле, а ошибки учителей бродят по земле.
Асият Ибрагимова