В жизни каждого студента встречается преподаватель, который производит на него особое впечатление. В одних случаях студент с благодарностью вспоминает педагога, в других — недовольно сжимает кулаки.
Через Уму Садыковну Ахмедову, доцента кафедры зарубежной литературы Дагестанского государственного университета, «проходят» практически все студенты филфака ДГУ. Не стану утверждать, что абсолютно каждый из них влюблен в нее, но, как правило, запоминают все.
— Ума Садыковна, многих сотрудников нашей редакции интересует: коллоквиумы по текстам Гомера проводятся так же строго? И что дает их знание современному человеку?
— Если подходить ко всему утилитарно и прагматично, то, наверное, знание Гомера не поможет вам в вашей банковской деятельности, в работе строителем или в занятиях рэкетом. Но когда речь идет о человеке как личности, тем более, творческой, – а это очень широкое понятие, составляющими которого являются интеллектуальный уровень, духовные потребности, нравственные императивы, – то это важно. Знание Гомера, Шекспира, Стендаля, Достоевского, Толстого и т. д. рождает широкий спектр ассоциаций и аллюзий, дарит чувство уверенности, развивает эстетически и этически, даря редкое счастье осознания своей приобщённости к чему-то очень значительному.
А Гомер? Как можно забыть того, с чьего имени начинается европейская литература, кто первым рассказал о войне и мире и создал образы, ставшие архетипами странничества (Одиссей), супружеской верности (Пенелопа), патриотизма (Гектор), неистовой страстности (Ахилл)?
Как можно забыть Гомера, который первым произнес сакральную фразу: «Дым Отечества сладок»?
Но Гомер сказал и то, что «Женщину украшает молчание», поэтому я умолкаю.
— Существуют параллели между миром античным и современным?
— Европейская цивилизация развивалась на основе античности. Нельзя, как сказал замечательный эллинист М. Л. Гаспаров, ответить на вопрос «Кто мы такие?», не ответив на вопрос «Откуда мы такие взялись?».
Греки оставили нам первое описание войны между народами. Первыми сформулировали концепцию человека: «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней». Первыми рассказали о чувстве родины, о самопожертвовании, о героизме, чести и верности. Это сакральные понятия, поэтому меняются эпохи, оружие, одежда, расширяются знания о мире и возможностях человека, но остается то, что делает греков «возницами нашей культуры» (Ницше), творцами нашего духа.
Человек – политическое животное, для которого участие в мире, присутствие в мире необходимо, так как только в сильном состоянии, когда человек не боится смерти и для него не существует насилия, которое могло бы лишить его свободы выбора, — создается, по мнению греков, прекрасное. А раб – это человек, который не решился умереть и проиграл войну. Но античность — синтез аполлонического и дионистского начал. Синтез ясности, разума, гармонии и темных оргиастических страстей, животных инстинктов.
В 21 веке это противостояние сохраняется. Златокудрый красавец Аполлон — бог света, вождь муз — по-прежнему противостоит козлоногому косматому сатиру Марсию — олицетворению темного хаоса стихийных сил. События на Украине вызывают у нормальных людей чувство ужаса. Фашизм – это состояние души, готовой принять страх, ложь, демагогию, когда трусость и животный страх сублимируются в агрессию.
Кто победит? В Греции победил Аполлон. А что ждет нас?
— Изменился ли ваш взгляд на молодежь? Чем отличались студенты 80-х от нынешних?
— Студентов 80 — 90-х годов я знала лучше, потому что не только преподавала им, но и руководила художественной самодеятельностью факультета. И это была прекрасная жизнь, полная напряжения, кипения страстей, перехлеста эмоций. Мы были единомышленниками. Обожали искусство. Разговоры о Н. Эрдмане, И. Бабеле, М. Зощенко, В. Маяковском, Г. Лорке, Экзюпери; постановки пьес и композиций («Кровавая свадьба» Г. Лорки, «Клоп» Маяковского, «Гудбай, Америка» на материале произведений С. Маршака, «А зори здесь тихие» Васильева, «Мой бедный Марат» Арбузова, «Божественная комедия» и т. д.); участие в КВН и «Студенческой весне» с их борьбой, соперничеством, радостью побед и горечью поражений; поездки во Владикавказ, Грозный, на Домбай и т. д. — это было огромное художественное пространство, объединявшее счастливых людей. Рядом — открывшиеся неожиданно, по-новому, и этим особенно дорогие и интересные, А. Еремин, М. Хавчаев, Д. Никифоров, М. Омаров, М. Гаджиев, Т. Гамалей, Н. Булейко, П. Лекова и другие. Их было много, и я их обожала!
Благодаря им и другие студенты становились мне понятнее и ближе.
Нынешним студентам я только преподаю и знаю их меньше. Им доступна любая информация, они продвинуты в области новых технологий, но они мало читают, и, как бы парадоксально это ни звучало, пространство их мира сужается. Краски, воздух, дух, который выстраивался тысячелетиями и запечатлевался не только в научных свершениях, но и в искусстве, в художественном творчестве, как мне кажется, не всех волнует. Но всё равно я люблю их, жалею, и мне грустно.
— Возможно ли нам, живущим стремительно, испытать катарсис?
— Трудный вопрос. Что значит… живущим стремительно? Катарсис может возникнуть только при условии, если деструктивные «страх» и «ужас» сопровождаются конструктивным состраданием, в основе которого любовь к человеку. Именно в этом случае происходит вытеснение негативных аффектов и наступает очищение. Человек – мыслящий тростник. Рефлексия – это естественное состояние человека. Если жизнь обужена и человек не способен размышлять, смотреть на себя со стороны; если он живет по законам стаи, когда экстаз коллективного безумия и принцип «всё дозволено» дарит ему опасное ощущение своей силы и значимости, — ему не дано испытать чувство катарсиса. И можно ли называть человеком подобное существо с деформированным сознанием?
Когда в мусорные баки на Украине заталкивают тех, кто не хочет жить по законам стаи; когда добивают людей, выпрыгивающих из горящего дома в Одессе, — имеет ли значение, насколько стремительно развивались события? Человек, если он человек, остается им в любой ситуации. В 1999 году 19-летний юноша Хаджимурад Нурахмаев из селения Ансалта один встал на защиту родной земли от банды Басаева. Он убил 7 бандитов и был расстрелян. Проживший так «стремительно» свою жизнь, юноша совершил подвиг, и это яркий пример духовной высоты, духовного совершенства, духовного очищения.
— Еще с первого курса помню, как вы увлеченно рассказывали о древнегреческих богинях. А с какой из них вы себя ассоциируете?
— Вы хотите, чтобы я, отвечая на этот вопрос, выступила в роли комической старухи, не видящей себя со стороны и примеривающей на себя одежды богини? Если вы хотите придать пикантность интервью и рукой демиурга, дергающего за веревочки, смоделировать гротескную ситуацию, то извольте… Я хочу сравнить себя с Медузой Горгоной, взгляд которой превращал всех в камень. Меня примиряет с ней то, что она смертна и, самое главное, из ее крови родился Пегас – крылатый конь поэтов, символ поэтического вдохновения. Меня это тоже вдохновляет, и, когда «убиваю» взглядом нерадивого студента, мысль о том, что я способствую этим рождению Филолога (!), — согревает меня.
— У вас большой опыт преподавания. Не могли бы вы отметить характерные черты дагестанских студентов?
— Мераб Мамардашвили писал, что кавказцам характерна трагическая легкость или веселый трагизм. Перед другими ты должен предстать веселым, легким и осененным «незаконной радостью». Откуда радость, если тяжело и трудно живется? В этом тайна кавказской души, в этом ее метафизика. В студентах, таких разных – умных и не очень, скромных и амбициозных, веселых и грустных, чувствительных и равнодушных – я вижу черты, о которых написал грузинский философ. Многим живется трудно, но горская этика не позволяет жаловаться и падать духом. Может, эта «незаконная радость» и раздражает многих людей. Но это уже другая тема…
— Ума Садыковна, а с какими трудностями вы сталкиваетесь в работе со студентами? И как с ними справляетесь?
— Удручает равнодушие и незаинтересованность в изучении предмета. А люди, искалеченные плохим образованием, могут стать опасными для общества. У них нет интеллектуального багажа, поэтому ими легко манипулировать. Преподаватель должен чувствовать свою ответственность за ученика и этой ответственности научить студента, который будет работать в школе и будет тоже ответственен за своих учеников.
Марк Твен говорил, что «персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста – это обычная капуста, получившая высшее образование». Заинтересовать студента рассказом, развеселить, прибегнуть к иронии, которая, как известно, восстанавливает то, что разрушает пафос, поддержать старательного, разбудить спящего.
Но начинать следует с себя. Не быть скучной занудой, не быть самодовольной механической куклой. Быть живой и интересной, хотя на душе, может, и не всё так хорошо, как хотелось бы.
— Среди преподавателей бытует мнение, что Болонская система образования не очень удачная. Согласны с этим?
— Я вообще считаю систему образования, реформу которой начал Фурсенко, а продолжил Ливанов, ошибочной. Наше образование было одним из лучших в мире. Но, поддавшись моде и критикуя всё советское, вместе с водой выплеснули и ребенка. Болонская система образования привела нас к тому, что мы сейчас имеем, занимая в мировом рейтинге место в середине второй сотни. А Финляндия, которая продолжает обучение, опираясь на традиции советской школы, занимает в рейтинге ведущее место.
Если конкретно говорить о таком предмете, как литература, то ответы по тестам (тестирование) здесь, на мой взгляд, недопустимы. Литература – это речь, это развитие мысли, это логика, это аргументация, это живое общение с преподавателем. Методом «тыка» отвечать, подо что бросилась Анна Каренина – под поезд, «джип» или «мерседес» — и радоваться правильному «тыку» – это безумие…
Беседовал
Гянджеви ГАДЖИБАЛАЕВ,
фото автора