(Продолжение. Начало в предыдущих номерах).
В период боев за Кавказ порт работал особенно напряженно. Главный лозунг — «Для фронта трудиться по-фронтовому!» Почти весь нефтеналивной флот Каспия мобилизован на перевалку нефти и нефтепродуктов из Баку к Волге и далее к районам боевых действий. Только за пять месяцев 1942 года по Каспию перевезено в сторону фронта также 468 тысяч человек, свыше 1 тысячи танков и бронемашин, 200 самолетов, 8 тысяч орудий и много других грузов.
В порт продолжало поступать грузов больше, чем он мог переработать. В такие дни на погрузку и выгрузку выходили все работники. Все больше и больше в порту женщин, работавших на механизмах. На передвижных транспортерах, в амбарах для приемки зерна, на кранах и судовых лебедках работали женщины. Большая часть овладела двумя-тремя специальностями и с успехом совмещала профессии лебедчика, транспортировщика и водителя. Стенная газета сообщала, что «транспортерщицы Кузнецова, Качалина, Иванова и Мишина обслуживают по две зерновые эстакады и транспортер», и призывала последовать их примеру.
При остром дефиците морского транспорта в обеспечении бесперебойных перевозок существенную роль играл своевременный и качественный ремонт судов. В 1942 году объемы ремонта судов силами экипажей уже составлял 91,5 процента. Даже такие сложные ремонтные работы, как смена цилиндровых втулок, перекладка коленчатых валов, ремонт конденсаторов, рулевых машинок, лебедок, а также ремонт арматуры и трубопроводов, они проводили чуть ли не на ходу.
Большое внимание экипажи судов уделяли экономии горючего. Для уменьшения тепловых потерь на судах стали изолировать котлы и трубопроводы. На теплоходах начали применять систему подогрева топлива отходящими газами. Для борьбы с пережигами топлива накипь в котлах удаляли путем вырезки дымогарных труб и очистки их вне котла. В 1942 году был завершен перевод всех судов на масляную смазку, что значительно продлевало сроки эксплуатации узлов и агрегатов.
Серьезную помощь в улучшении работы порта оказывали рационализаторы. «Механизатор комсомолец Диваков внес ряд предложений, в результате которых простои судов сократились вдвое. Инженер порта Хмара дал рационализаторское предложение, применение которого увеличило в 1,5 раза мощность хлебных механических амбаров», — сообщает «Стахановец порта».
Фронт требовал всё больше и больше военной техники и боеприпасов. «Работаем за себя и за тех, кто на передовой!» — призывали коллективы передовых предприятий страны. Поддерживая их почин, портовики включились во всесоюзное социалистическое соревнование. На 1 июля 1942 года в порту уже 208 человек выполняли по полторы-две нормы в день. В первом полугодии этого года порт обработал 113 судов, из них 22 в срок и 42 досрочно. За это время порт обработал досрочно 12,7 процента всего количества железнодорожных вагонов.
Танковые дивизии вермахта рвались к побережью Каспийского моря. Враг вышел к низовьям Волги. Газета «Стахановец порта» в передовице писала: «1942 год будет годом серьезного испытания для нас, портовиков. Страна ждет от нас подлинно фронтовой работы».
Летом 1942 года Махачкалинский порт стал главными морскими воротами, через которые шло снабжение северной группы войск Закавказского фронта. Именно через порт шла эвакуация грузов, населения из прифронтовой полосы и осуществлялось снабжение войск. Танки, орудия, боеприпасы и войска прямо с причала шли на фронт. Успешная работа портовиков и железнодорожников в немалой степени определила дальнейшие изменения на южном крыле советско-германского фронта.
В эти тяжелые дни газета «Правда» в передовой статье обращалась ко всему советскому народу: «Мы обязаны сделать непроходимыми, непреступными для врага, превратить в крепость каждый город, каждый крупный населенный пункт, каждую преграду, каждую высоту в прифронтовой полосе».
По мере приближения фронта к Махачкале враг пытался засылать в порт своих агентов. Партийная организация призвала коллектив порта усилить оборонную работу, повысить бдительность. Разоблачали паникеров, шептунов и сплетников, пресекали деятельность бандитских групп, стремящихся дезорганизовать работу тыла. Усилилась охрана порта, установили беспрерывное наблюдение за небом.
В августе 1942 года главная партийная газета «Дагестанская правда» вышла с призывом: «Горцы и горянки Дагестана! Озверевшие гитлеровские орды, не считаясь с потерями, рвутся на наши земли, к нашим богатствам. Они несут с собой смерть и рабство. Самоотверженным трудом поможем Красной Армии остановить и разгромить врага!»
Возможность появления немецких сил на Каспии под Махачкалой обсуждалась на самом высоком уровне. 30 сентября 1942 года Уинстон Черчилль в письме на имя Сталина сообщил о секретных сведениях, полученных британской разведкой: «Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии».
Городской комитет обороны (руководитель — первый секретарь горкома партии Г. Саенко) проделал большую работу по подготовке населения к отпору врага. Под руководством городской партийной организации и военного командования трудящиеся опоясали Махачкалу тремя линиями оборонительных сооружений. С 1 сентября 1942 года развернулось строительство оборонительных рубежей внутри города. Жители Махачкалы сооружали баррикады и доты на улицах, перекрестках и площадях. Дома приспосабливались для обороны. Портовики построили бомбоубежище прямо у причалов, чтобы укрыться в минуты, когда вражеские самолеты будут непосредственно над портом.
В период защиты Кавказа город Махачкала и весь Дагестан были превращены в плацдарм для срыва геополитических и стратегических целей вермахта. Все предприятия Махачкалы в три смены работали на фронт. Но власти Дагестана в сентябре 1942 года снова призывают жителей республики: «Ваша помощь Красной Армии должна нарастать с каждой неделей, с каждым днем!»
По 16 — 17 часов в сутки работают в тылу рабочие промышленных предприятий. За 10 месяцев 1942 года жители Дагестана произвели более 8,5 тыс. 85 мм зенитных гранат, 115 тыс. 82 мм чугунных мин, 631 тыс. 50 мм чугунных мин, 460 тыс. 45 мм снарядов, 335 тыс. гранат РГД – 33. В ноябре–декабре 1942 года, когда шли напряженные бои на Северном Кавказе, предприятия Дагестана, главным образом Махачкалы, отправили войскам Северной группы Закавказского фронта 100 тыс. 85 мм зенитных гранат, 35 тыс. 76 мм снарядов, 70 тыс. гранат РГД–33. И в последующие годы предприятия промышленности столицы Дагестана продолжали выпускать военную продукцию в большом количестве.
Портовики доставляли эти боеприпасы защитникам Родины и обеспечивали бесперебойную доставку горючего на фронт. Не хватало нефтеналивных танкеров. Смекалистые инженеры предприятия нашли неожиданный выход. Цистерны стали крепить друг к другу, а потом катер выводил этот караван на рейд и передавал трос морскому буксировщику, который дальше тянул его за собой до пункта назначения. Первый караван состоял из семи цистерн. Опыт оказался удачным. Потом увеличили караван до 12 — 14 цистерн, выросли объемы доставки горючего на фронт.
Махачкалинский порт с честью справился с боевыми заданиями ГКО и обеспечил снабжение Северной группы войск Закавказского фронта как в период оборонительных действий, так и во время разгрома врага на Кавказе.
«Дорогие наши друзья и братья! Выражаем вам свое глубокое фронтовое спасибо за доставленное нам горючее», — писали сталинградцы морякам Каспия.
Обстановка войны кардинально изменила условия работы Махачкалинского порта, увеличение потока грузов требовало от всех быстрой и доброкачественной работы. Особенно ответственной задачей была срочная эвакуация в Среднюю Азию зерна, поступившего с Северного Кавказа. Начиная с июля, в Махачкалинский порт ежедневно поступало до 110 — 120 вагонов зерна, которое разгружалось в 19 пунктах, причем в 9 из них зерно ссыпалось в бунты под открытым небом. По решению бюро Дагестанского обкома партии, порту было передано помещение солемолки и железнодорожный пакгауз для складирования зерна. Дагестанская контора «Заготзерно» передала порту 2 ленточных транспортера, 240 деревянных щитов и 10 тысяч мешков. Горсовет мобилизовал для работы в порту 350 человек из трудоспособного населения города. Вскоре Совнарком и обком партии Дагестана своим решением обязали привлечь на 15 дней всех свободных от работы в сменах портовиков и железнодорожников для погрузочных работ, а затем провели дополнительную мобилизацию еще 150 человек для постоянной работы в Махачкалинском порту. По решению СНК СССР, Махачкалинскому порту были выделены автомашины, аккумуляторные тележки, брезенты и другое оборудование. Грузчикам было установлено 3-кратное горячее питание.
(Продолжение следует).
Алик АБДУЛГАМИДОВ,
помощник генерального
директора Махачкалинского
морского торгового порта