Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.
Р. Эмерсон
Изменения в социально-политической и экономической жизни нашей страны повысили требования к качеству и уровню подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений.
Девиз Республиканского аграрно-экономического колледжа: «Мы работаем для того, чтобы содействовать социально-экономическому развитию Дагестана и России, осуществляя подготовку конкурентоспособных кадров на рынке труда, воспитанных в духе высокой толерантности».
Для выполнения заказа государства и общества по формированию разносторонне развитой творческой личности, воспитания конкурентоспособного специалиста большое значение имеет качественное преподавание дисциплины. И очень важно, чтобы студенты с первых дней обучения в колледже вовлекались в образовательный процесс, иначе нет и смысла говорить о конкурентоспособном выпускнике и формировании толерантного сознания.
Так, изучение истории дает чрезвычайно богатый материал для воспитания толерантности у студентов. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал курса истории, литературы, обществознания, правоведения…
Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с большим дефицитом у нашей молодежи человеческих отношений. Главная задача преподавателя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости и компромисса. Я хочу научить студента умению логически мыслить, искать подвох в представленной информации, аргументировать свою точку зрения и не принимать на веру чужую. Это формирует человека с четкими нравственными принципами и установками. Такой человек, скорее всего, не пойдет на поводу у сомнительных сект и террористических организаций.
Считаю, что уроки истории должны приобщать студентов не только к знаниям, но и к добру, оказывающему заметное влияние на формирование их идеалов и жизненных позиций.
Ведь современный урок – это прежде всего урок, на котором преподаватель применяет все возможности для активного и умственного развития личности.
Подтверждением является положительная динамика успеваемости студентов по предмету «История» до и после внедрения инноваций на уроках. Успеваемость повысилась от 65% до 83%.
Самым результативным является то, что студенты погружаются в ту историческую ситуацию, которую мы рассматриваем на уроке.
Также положительные результаты дает использование информационных технологий. Просмотр видеофильмов, иллюстраций, портретов исторических деятелей способствует освоению знаний по истории, формирует умение работать самостоятельно с разнообразной исторической информацией, стимулирует познавательный интерес к предмету, снимает психологическую нагрузку.
Студентов на уроках истории в колледже также привлекают сюжеты, связанные с ролью личности в историческом процессе, вопросы культурного развития нашей страны, бытовая история. Они не остаются в стороне от событий, происходящих в родном Дагестане, современной России и в мире. Им это интересно, ведь это их мир. А многие проявления экстремизма и терроризма происходят из-за непонимания сути и сущности происходящего, являясь одной из самых труднопреодолимых проблем в учебном процессе.
Материал курса дает преподавателю благодатную возможность для формирования в умах студентов устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости как в обществе, так и в государстве, позволяет рассмотреть такую важную проблему, как сущность терроризма и толерантности. Ведь у народов Дагестана и России накоплен богатый опыт воспитания дружбы и взаимопонимания. Наши народы никогда не конфликтовали, за всю тысячелетнюю историю, на этнической почве. Представители каждого из больших и малочисленных народов, этнических групп всегда находили взаимопонимание, компромисс при решении самых сложных проблем, помогали друг другу во времена иноземных нашествий и бедствий.
Такая целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Именно образование, представляющее собой систематический процесс обучения и воспитания, способно формировать у подрастающего поколения знания и представления о корнях, пагубных последствиях террористических действий, о путях их предупреждения, коллективной борьбе по окончательному искоренению терроризма на всей планете.
В колледже значительно усилена наглядная агитация противодействия терроризму. Ведь именно в юношеском возрасте закладываются основы духовного и физического процветания нации. При этом немаловажную роль наряду с семьей играет личность преподавателя.
Общество не должно оставаться безучастным к проблеме терроризма и экстремизма – болезни, отражающейся, как правило, на молодежи республики.
Все мы хорошо осознаем, что на выработку и формирование мировоззрения молодого поколения огромное влияние оказывает мудрое слово духовных наставников, шейхов, алимов, имамов. И в рамках этой акции колледж проводит встречи с алимами, духовными наставниками. Итогом является мудрое слово или обращение с призывом к добрым делам и начинаниям, созидательному труду, взаимопониманию и поддержке.
Всё это приносит хорошие плоды, противодействует терроризму, воспитывает студентов в духе толерантности. В результате среди террористов практически нет выпускников нашего колледжа, несмотря на то, что он один из крупных СПО в республике и расположен в Хасавюрте, в одном из сложных городов в отношении экстремизма.
Думаю, что и мне, как педагогу, как члену коллектива колледжа, удалось внести в формирование толерантности у студентов свою лепту, помочь ребятам лучше узнать историю Родины и осознать свое место в обществе.
П. Б. Абдулкахирова,
победитель конкурса на грант
Главы РД в области образования 2014 г., преподаватель истории
Республиканского аграрно-экономического колледжа