Одновременно с сельхозпродукцией на территорию Дагестана было эвакуировано большое количество скота со всего Северного Кавказа. Снова, как в прошлом году, огромный размах приняла эвакуация людей. Иногда в Махачкале скапливалось 100 — 150 тысяч человек: больше, чем само население города. В районе порта и железнодорожной станции было размещено до 50 тыс. человек эвакуированных. Десятки тысяч из них долгое время жили в Махачкале. Махачкалинцы предоставили им жилплощадь в своих квартирах. Комсомольцы и пионеры Махачкалы собирали одежду, белье и обувь для детей эвакуированных. В школы ФЗО и ремесленные училища городские власти определили сотни эвакуированных детей. Суровые испытания Великой Отечественной войны еще более сплотили народы нашей многонациональной страны в единую братскую боевую семью.
Рабочие коллективы предприятий республики с каждым днем наращивали производство военной продукции, необходимой фронту. Если в конце 1941 года в Дагестане производилось 5 тыс. артиллерийских снарядов, то в октябре 1942-го только один махачкалинский завод им. М. Гаджиева изготовлял 16 тыс. снарядов, а «Двигательстрой» ежедневно отправлял фронту 9 вагонов снарядов.
Порт добился значительных успехов в сокращении стояночного времени судов, и его коллектив перевыполнил взятые на себя обязательства. Лучшая бригада грузчиков Елисеева систематически выполняла план на 175 — 180 процентов, а таких бригад в порту было десятки. Лучшие люди цехов и судов, выполнившие и перевыполнившие свои обязательства, отмечались в стенной печати, им посвящались боевые листки, о них рассказывали многотиражные газеты и специально выпускаемые «молнии».
Сокращаются сроки ремонта судов. В августе газеты сообщают, что «за последние две недели 11 судов отремонтировали досрочно. По графику моторный баркас «Индустриализация» следовало отремонтировать 9 сентября, а сдали его в эксплуатацию 18 августа. Досрочно на 12 дней выпущено из ремонта судно «Слава» и другие. Рационализаторская мысль передовиков открывает новые возможности использования флота. Почти год на консервации стояло несколько моторных баркасов только потому, что моторы на них полностью износились и ремонтировать их в таком состоянии было невозможно. По предложению берегового механика тов. Кухаркина и моториста тов. Потемкина была изменена конструкция моторов. Это дало возможность привести машинную часть судов в порядок, причем против прежнего скорость оборота и мощность моторов увеличилась на 20 процентов. Из этих судов 4 уже отремонтировано и сдано в эксплуатацию».
Не только своим ударным трудом жители Дагестана поддерживали фронт. Как сообщают газеты, «с большим подъемом встречено сообщение Наркомфина СССР о выпуске второй денежно-вещевой лотереи работниками махачкалинского морского порта». На митингах, посвященных выпуску лотереи, «портовики выразили свою готовность принять активное участие в приобретении лотерейных билетов. Бригады грузчиков тт. Мехтиева, Асланова, Пришутова подписались более чем на 10 процентов своего заработка. Под руководством тов. Горелова за два часа успешно прошла подписка в коллективе ремонтно-строительной конторы порта. К 12 часам дня подписались все работники управления порта и склада первого погрузочного участка».
Моряки Каспия cтарались, чтобы все задания правительства, ГКО и военного командования были с честью выполнены. Но впереди нашу Родину ожидали не менее тяжелые испытания. Надвигалась решающая битва за Сталинград, за Кавказ. Линия фронта приближалась к берегам Каспийского моря.
В октябре и в первой половине ноября 1942 года каспийские суда перевезли огромное количество людей, техники, конницы и боеприпасов. На Северо-Кавказский и Закавказский фронты подвоз войск и снаряжения производился через порты Баку, Махачкалы, Дербента. Дважды в этом году за успешное выполнение заданий правительства и военного командования коллектив Махачкалинского порта завоевывал переходящее Красное знамя ГКО.
«ЭТОТ ДЕНЬ
МЫ ПРИБЛИЖАЛИ,
КАК МОГЛИ…»
Зимой 1943 года разгромом крупной стратегической немецкой группировки в междуречье Дона и Волги завершилась Сталинградская битва. Портовики вместе со всей страной радовались крупной победе нашей армии. Они, помогая бойцам, как могли, внесли свой весомый вклад в разгром немцев. Сотни тысяч тонн горючего, боеприпасов и вооружения доставили на фронт. Но трудовое напряжение не спадало. В Махачкалинском порту прошел митинг. Портовики призвали дагестанцев «превратить Кавказ в могилу для гитлеровцев. Красная Армия идет вперед. Тыл – не отставай!»
Советские войска пошли в наступление и отбросили врага от берегов Каспийского моря. Однако оборонительные сооружения как в черте Махачкалы, так и на его подступах, по решению ГКО, не стали разбирать. А в порту эти сооружения поддерживались в порядке еще до ноября 1943 года: до полной победы над фашистской Германией оставалось долгих тяжелых полтора года. Но перелом в войне уже произошел. Это также было заметно по изменившейся номенклатуре грузов, которые шли через порт.
В начале 1943 года транспортный флот Каспийского бассейна получил срочное правительственное задание: перебросить семенной фонд, сельскохозяйственную технику и людей в освобожденные от фашистов районы для проведения весеннего сева. Разгром фашистов на Волге и начало успешного наступления Красной Армии на Кавказе существенно изменили общую обстановку на Каспийском море. Изменился характер деятельности Махачкалинского порта. Из Махачкалинского порта началась реэвакуация населения к месту прежнего жительства и возвращение оборудования в освобожденные от оккупантов районы. Все больше портовики перевозили грузы, необходимые для восстановления промышленности и сельского хозяйства в освобожденных районах Северного Кавказа и Кубани.
СНК и обком партии Дагестана 25 января 1943 года приняло постановление «О строительстве малотоннажного парусно-моторного флота порта Махачкала». Как скоро оказалось, это было своевременное решение.
19 февраля 1943 года СНК СССР обязал «Каспфлот» немедленно перевезти из Красноводска в Махачкалу 2850 тракторов, 2450 плугов, 400 автомашин и различного сельскохозяйственного инвентаря. Не хватало морского транспорта. ГКО поручило предприятиям строительство парусно-моторных железобетонных шхун, барж и деревянных буксиров. Предусматривалось судостроение и в Махачкале. Здесь, на базе механического участка Цуморстроя, развернулось строительство и оборудование верфи. Решением Дагестанского СНК и обкома партии директору судоверфи было предоставлено право отбирать на эвакуационной базе необходимое для судоверфи оборудование. Местные власти строительству оказывали всемерную помощь. Райисполкомы мобилизовали 150 строителей, которым были представлены общежития. Госплан обеспечил строительство местными стройматериалами. Военфлотторг организовал питание рабочих и служащих. Успешное выполнение решения ГКО позволило впоследствии развернуть в Махачкалинском порту строительство мелких деревянных судов. Порт построил 5 судов мощностью по 50 лошадиных сил и 10 несамоходных судов грузоподъемностью 50 — 60 тонн.
К этому же времени порт при помощи Наркомморфлота построил причальный пирс для мелких судов в устье реки Самур. Одновременно шла реконструкция и ремонт портовых сооружений и причалов в Махачкале. Интенсивная эксплуатация причалов и перевалка через них тяжеловесных военных грузов привели к разрушению некоторых конструкций. Реконструкция порта была вызвана также понижением уровня воды в море. Южный мол был подвергнут реконструкции, преследовавшей цель ввести в эксплуатацию около 10 тысяч квадратных метров складской площади и три глубоководных причала, на которых можно было дополнительно переработать до 30 тысяч тонн грузов.
(Продолжение следует).
Алик АБДУЛГАМИДОВ,
помощник генерального директора Махачкалинского морского торгового порта